Профориентационная работа с дошкольниками

Профессиональная ориентация детей – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам - государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.


Планируемые результаты

У детей:

  • Образовательные: формировать знания детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий; способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации;

  • Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт;


У педагога:

  • - повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.; активизируются умения использования форм и методов работы, способствующих привлечению родителей (законных представителей) к сотрудничеству в процессе реализации целей и задач образовательной программы; систематизируется опыт работы по направлению ранней профориентации;


У родителей:

  • - повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений; расширятся формы взаимодействия с педагогами ДОУ; будет развиваться способность определить интересы, способности своего ребенка;


Для ДОУ/группы:

  • - будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях», многофункциональная дидактическая игра – кейс «Изучаем профессии»

  • - обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации


Учет возможных рисков

Возможные риски: Недостаточное количество материалов по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста». Непонимание важности проблемы родителями

Механизм их преодоления: Подготовить совместно с родителями различных материалов для пополнения многофункциональной дидактической игры «Узнаем профессии направленную на формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста». Проведение индивидуальных консультаций с родителями.


Продукты педагогической деятельности  по теме

  • Выставки творческих работ детей и родителей совместных творческих работ, рассматривание иллюстраций.

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста.

  • Презентация для родителей «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»

  • Презентация педагога по теме самообразования.

  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

  • Выступление на педсоветах и родительских собраниях, размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества


Принципы саморазвития: Доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направлениям раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ.


Взаимодействие с родителями

  • Консультации:

- «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;

- «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;

- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;

- «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;

  • Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;

  • Беседы дома о профессиях родителей;

  • Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;

  • Участие в интернет-конкурсе «Моя мама – профессионал»;

  • Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;

  • Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»


План развития РППС

  • Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;

  • Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;

  • Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.


Форма самообразования: Индивидуальная.


Виды педагогической деятельности

- НОД;

- Информационно-познавательная;

- Наблюдения за трудом взрослых;

- Коммуникативная деятельность;

- Целевые прогулки и экскурсии;

- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;

- Самостоятельная деятельность;

- Проектная деятельность;

- Художественно-творческая деятельность;

- Игровая деятельность;

- Взаимодействие с семьями воспитанников.


Взаимодействие со специалистами ДОУ

  • Логопед

  • Музыкальный руководител

1 этап – Подготовительный этап

Месяц

Формы работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа

по самореализации

Работа

с педагогами

Сентябрь - Октябрь

Опрос детей о наличии знаний о профессиях.

Диагностика представлений детей о труде взрослых (методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик)


Консультация «Влияние труда взрослых на развитие детей».

Анкетирование:

«О воспитании трудолюбия в семье»

Знакомство родителей с конкурсами, акциями, которые будут проводиться в детском саду.

Аналитико-диагностический.

Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала.

Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Изучение литературы.

Подбор и создание презентации методического пособия по формированию трудовой деятельности в детском саду и дома

Ноябрь -Декабрь

Рассматривание наглядно – дидактического материала «В мире профессий»

«Кому, что нужно для работы»

«Что лишнее»

«Угадай профессию»

Памятка

«Воспитание трудолюбия»;

Беседы дома о профессиях родителей;


Оформление методической копилки

Создание картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями

Создание картотеки стихотворений о профессиях

Выпуск буклета «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;


Январь - Февраль

Подбор дидактических игр для ознакомления детей с профессиями

Д/и «Что не правильно нарисовал художник»

Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и «Что мы делали - не скажем, а что делали, покажем»

Оформление стенгазеты «Все профессии нужны, все профессии важны»


Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с различными видами трудовой деятельности».

Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет)


Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»


Март

Чтение художественной литературы «Разные профессии»

Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»

Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей»


Разработка презентации «В мире профессий»

Консультация «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»

Апрель

Май

Просмотр презентации

«В мире профессий»


Оформление буклета «Воспитание трудолюбия в семье»


Составление календарно – тематического планирования работы с детьми и родителями

Мастер класс

«В мире профессий»



Месяц

Совместная деятельность с детьми

1 – 2 неделя

3 – 4 неделя

Сентябрь

Беседы «Что такое – профессии»

Чтение: Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?»

С.Р.И: «Детский сад»

Беседа по картине: «Мы пришли в детский сад»

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что будет если…»

Беседа «Профессии в детском саду»

Д/и «Кому это нужно?», «Произнеси правильно»,

Чтение: Г.П.Шалаева «Большая книга профессий»

Загадки о профессиях

Октябрь

Экскурсия в медицинский кабинет.

Беседа с медсестрой детского сада: «Профессия - Врач»

Фотовыставка «Кто заботится о нас в детском саду»

Сюжетно – ролевая игра «Больница», «На приеме у врача», «Скорая помощь»

Чтение: Т.А. Шорыгина «Профессии» (врач), Г.П. Шалаева «Большая книга профессий».

Дидактические игры: «Скажи, что делают этими предметами», «Назови предметы».

Беседа: «Работники сельского хозяйства»

Составление альбома с детскими рисунками «Все работы хороши»

Д/и «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Чтение: Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (фермер) Г.П. Шалаева «Большая книга профессий «Фермер Михаил Жестев». Приключения маленького тракториста», Виктор Бундин «Такая работа», Чертков С. «Доярка», загадки.

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы». «Что выращено колхозниками?» Рассматривание картины: «Кем быть?»

Ноябрь

Беседа: «Портниха» (швея)

Выставка рисунков «Наши родители на работе» (рисунки)

Д/и «Что сначала, что потом?»

Экскурсия в прачечную, беседа с ее работниками

Чтение: Т.А. Шорыгина «Профессии» (портниха), Г.П. Шалаева «Большая книга профессий (портной).

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы». С.Р.И «Ателье».

Беседа «Водитель»

Чтение: Т.А. Шорыгина «Профессии» (водитель), Г.П. Шалаева «Большая книга профессий (машинист).

Чтение произведений о правилах дорожного движения.

Д/и «Угадай профессию», «Профессии», «Кто чем занимается?»

Сюжетно – ролевая игра «Мы-шоферы», «Железная дорога».

Участие в интернет конкурсе рисунков «Кем быть»

Декабрь

Беседа: «Музыкант»

Чтение: Г.П. Шалаева Большая книга профессий (музыкант), Т.А. Шорыгина «Профессии».

Игры на детских инструментах.

Настольные игры: До-ре-ми.

Дидактические игры: «Угадай на чем играю?»

Слушание музыкальных записей

Беседа: «Повар», «Продавец»

Чтение: Т.А. Шорыгина «Профессии» (повар, кассир), Г.П. Шалаева «Большая книга профессий (продавец, повар), загадки.

Беседа о профессии с рассматриванием картин, иллюстраций.

Экскурсия на кухню, беседа с поварами

Сюжетно – ролевая игра: «Магазин продуктов», «Кафе».

Конкурс поделок к Новому году «Мастерская Деда Мороза

Январь

Беседа: «Спортсмены»Хочу такой сайт

Организация совместной выставки конкурса рисунков «Зимние виды спорта»

Чтение: Г.П. Шалаева «Большая книга профессий» (спортсмены), загадки.

Дидактические игры: «Кто больше назовет слов о мяче», «Сложи картинку», «Попробуй отгадай»

Сюжетно – ролевая игра: «Мы спортсмены»

Д/и «Угадай, что я делаю?»

Беседа: «Строители»

Чтение: Т.А. Шорыгина «Профессии» (строитель, Г.П. Шалаева «Большая книга профессий» (строитель, маляр и др.), Т. Домаренок «На стройке», Заходер Б. «Слесарь», загадки.

Беседы: «Стройка», «Секреты плотника», и др.

Сюжетно – ролевая игра: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома)

Д/и «Кому без них не обойтись?»

Загадки, пословицы и поговорки о труде.

Февраль

Беседа: «Рода в войск в Российской армии»

Фотоколлаж «С днем защитника отечества»

Д/и «Что сначала, что потом?»

Д/и «Подскажи словечко»

Чтение: Г.П. Шалаева «Большая книга профессий» (военный и др.)

Дидактические игры: «Определи, чей головной убор», «Собери картинку».

Стенгазета: «Наша Армия сильна»

Беседа: «Военные профессии»

Д/и «Кто больше назовет»,

Д/и «Назови, какие нужны предметы для работы»

Сюжетно – ролевая игра: «Мы моряки»

Выставка - фото «Мой папа в Армии служил»

Рассматривания репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

Чтение: «Мы военные» С.Я. Маршак, «На заставе» А. Барто

Март

Беседа: «Женские профессии», «Горжусь своей мамой».

Позвать в гости маму.

Чтение: Г.П. Шалаева «Большая книга профессий» (актриса, парикмахер, почтальон, и др.), Т.А. Шорыгина (почтальон, парикмахер).

Дидактические игры: «Кто что делает?», «Найди ошибку», «Угадай кем я работаю». Сюжетно – ролевая игра: «Салон красоты», «Супермаркет»

Оформление стенгазеты «Профессии наших мам»

Творческая мастерская «Подарки для мамы»

Беседы: «Библиотекарь», «Писатель», «Художник»

Чтение: Г.П. Шалаева «Большая книга профессий» (библиотекарь, писатель, художник), Т.А. Шорыгина (библиотекарь).

Рассматривания иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. Составления рассказов по сюжетным картинкам (библиотекарь, писатель и т.д.)

Сюжетно – ролевая игра: «Библиотека», «В читальном зале».

Дидактические игры: «Что предмет расскажет о себе?»

Сюжетно – ролевая игра «Супер маркер»

Апрель

Беседа: «Космонавт», «Это голубая планета, Земля!»

Чтение: Г.П. Шалаева «Большая книга профессий» (космонавт)

Презентация «Первопроходец космоса».

Выставка детских работ ко Дню космонавтики. Участие в конкурсах рисунков к празднику «Если только захочу, я и в космос полечу».

СРИ: «Космонавты», «Космическое путешествие»

Конструирование «Ракета»

Творческие рассказы: «Мы отправляемся в космическое путешествие».

Беседа: «Пожарный», «Полицейский», «Спасатель»

Чтение: Г.П. Шалаева «Большая книга профессий» (полицейский, пожарник), «Пожар» С. Я. Маршак; «Рассказ о неизвестном герое».

СРИ: «Семья» (ситуация «Дети играли со спичками», вызов пожарных по телефону).

Подвижная игра «Пожарные на учении», «Полиция».

Строительно-конструктивная деятельность из модулей «Пожарная машина» (по схеме)

Викторина «Что мы знаем о пожарной безопасности?», «Полицейская волна»

Д/и «Выбираем работу»

Д/и «Собери набор для …..»

Май

Беседа: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Фотоотчет «Где мы бывали, что мы видали»

Д/и «Отгадай, кто это?»

Игра - развлечение «Калейдоскоп профессий»

Д/и «Названия профессии от А до Я»

Д/и «Что б случилось, если бы не работал»

Сюжетно – ролевая игра «Булочная»


Месяц

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Памятка по трудовому воспитанию дошкольников «Как привить трудолюбие ребёнку в семье»

Презентация: «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников».



Октябрь

Анкетирование родителей «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста» Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»


Беседа с просмотром презентации «Из чего складывается трудолюбие?».



Ноябрь

Оформление папки - передвижки «Трудовое воспитание в семье»

Мастер – класс «Играем с детьми в профессии»

Папка передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны!

Консультация «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»



Декабрь

Совместное мероприятие с детьми «Все профессии нужны, все профессии важны!»




Январь

Выпуск буклета «Из чего складывается трудолюбие?».

Консультация «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»

Оформление папки-передвижки для родителей: «Профессии будущего», на основе книги «Атлас профессий будущего»

Семинар – практикум «Безопасный труд» с элементами тренинга: обыгрывание или решение проблемных ситуаций, способы и приемы обучения по трудовой деятельности.



Февраль

Информационный стенд «Права ребенка»

Памятка для родителей «Знакомим детей с профессиями»

Консультация:

«Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?»



Март

Оформление стенгазеты для обмена опытом семейного воспитания

Рекомендация для родителей: «Организация самостоятельной деятельности детей, направленной на раннюю профориентацию детей»

Мастер – класс: «Умелые руки не знают скуки»

Консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;

Апрель

Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Психология и творчество»


Проведение открытого мероприятия.

Квест – игра «Затерянные профессии»


Май

Совместные акции по благоустройству территории детского сада (участок), группы.

Родительское собрание. «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Оформление совместно с детьми фотоальбома «Профессии родителей»

Отчет по проделанной работе


В течение года

Помощь в изготовлении и пополнении РППС группы материалами для работы по данной теме и для работы с детьми

Выставка совместных с детьми творческих работ




3 этап – Заключительный этап

Обобщить опыт работы по теме самообразования «Ранняя профориентация дошкольников. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о профессиях через игровую деятельность»

Месяц

Форма работы

Сентябрь

Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме.

Разработка и апробирование многофункциональной дидактической игры – кейс «Узнаем профессии»

Изучение: Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998г.

Октябрь


Создать серию конспектов ОД

Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»

Оформление картотеки «Профессии»

Ноябрь

Изучение литературы: Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013

Мастер – класс «Играем с детьми в профессии»

Участие в конкурсах и вебинарах

Декабрь

Изучение: Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.

Участие в вебинаре АО Издательство «Просвещение»

Январь

Участие в вебинарах по теме самообразования

Консультация для педагогов: «Формирование профориентации в ДОУ»

Консультация для родителей: «Как знакомить детей с профессиями»

Изучение: Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

Февраль



Методическая разработка: «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых»


Март

Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями, творческих работ родителей, педагогов группы

Изучение: Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.

Апрель

Родительское собрание

Участие в интернет - конкурсах рисунков «Кем быть», «Моя мама – профессионал»


Май

Презентация «Отчет о работе по самообразование педагога»

Выступления на педсоветах

Обобщение педагогического опыта работы по формированию профориентации детей дошкольного возраста.

В течение

года

Участие в конкурсах в Интернет- ресурсах

Оснащение предметно-развивающей среды – зоны художественно-эстетического развития

Обзор в Интернете информации по теме: «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста»

Создать серию конспектов ОД по нетрадиционной технике рисования

Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями

Изготовления и пополнения группы материалами по данной теме и для работы с родителями

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). Транслирование своего опыта – публикации на сайте Мультиурок https://multiurok.ruразмещение информации на сайте ДОУ в Инстаграм.


Список литературы

  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.

  2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1987 г.

  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.

  4. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? [Текст]: учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994

  5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.

  6. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г

  7. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.

  8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998

  9. Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

  10. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005 г.

  11. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».