1 СОДЕРЖАНИЕ № п.п. I 1.1. 1.2. Наименование Целевой раздел Пояснительная записка Цель и задачи программы родительского всеобуча 3 4 1.3. Принципы реализации программы 5 1.4. Участники реализации программы 5 1.5. Планируемые результаты освоения Программы II Содержательный раздел 2.1. Содержание работы с родителями воспитанников в ДОУ по образовательным областям Основной образовательной программы ДОУ 2.2. Основные тематические блоки родительского всеобуча III Организационный раздел 3.1. План родительского всеобуча на 2021 – 2022 учебный год Условия реализации программы Перечень литературных источников IV 4.1. 2 Страница 7 8 15 17 20 I. 1.1. Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность педагогического всеобуча для родителей ДОУ обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. В государственной политике России в настоящее время утверждается приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального благополучия подрастающего поколения. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, в результате чего ребенок оказался фактически один на один с очень непростым миром. Одиночество детей, их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания – все это база для роста детской преступности. Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные психолого-педагогические знания. В современных социальных условиях приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка. 3 Процесс взаимодействия семьи и детского сада направлен на активное включение родителей в воспитательный-образовательный процесс, сотрудничество с педагогами. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и ДОУ. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе детский сад становится все более открытой социальнопедагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. 1.2. Цель и задачи программы родительского всеобуча Цель программы родительского всеобуча: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и детского сада на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. Задачи программы всеобуча для родителей: 1. Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья – ДОУ». 2. Знакомство родителей с основами правовых знаний. 3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обеспечения физического, эмоционального и социального благополучия ребёнка в условиях семьи и ДОО. 4. Пропаганда и возрождение семейных традиций. 5. Формирование в семьях позитивного общественной и социальной деятельности детей. отношения к активной 6. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. 4 7. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно образовательном процессе. Гармонизировать детско-родительские отношения в семьях. 8. 1.3. Принципы реализации программы Принципы реализации программы родительского всеобуча: • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей); достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты); • практическая (доступная для • ориентированность информации использования в жизни); взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); • развития (личности, системы жизнедеятельности); • • отношений личности, процессов системности воспитательных воздействий на ребёнка; преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка; • • принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье. 1.4. Участники реализации программы Участники реализации программы: в реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива ДОУ, приглашённые представители общественных организаций, учреждений. Формы реализации программы родительского всеобуча: В рамках родительского всеобуча используются традиционные нетрадиционные формы работы. Традиционные формы: 5 и общесадовые и групповые родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательной организации; • • консультации; • беседы; • анкетирование, опросы • социальный паспорт группы и детского сада размещение информации на • просветительско-профилактической стендах, в родительских уголках, на сайте ДОУ; • привлечение родителей к участию в конкурсах, в утренниках, развлечениях, в спортивных мероприятиях, в проектной деятельности; - фотовыставки, выставки детских работ, - дни открытых дверей и др. Нетрадиционные формы: • родительские собрание с элементами тренинга; • семинары-практикумы; • конференции; • мастер-классы; • интерактивные родительские собрания и др. Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (выступление на организованных мероприятиях специалистов: педагогапсихолога, учителя-логопеда, медицинских работников, представителей других организаций; использование технического оснащения). Программа родительского всеобуча обеспечивает создание специально организованной системы взаимодействия «образовательная организация – родители – дети» в процессе воспитания и развития ребенка на основе: обновления содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней; • формирования педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение; • • достижения баланса общественного и семейного воспитания; повышения статуса семьи и семейного воспитания в развитии личности ребенка. • 6 Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников. 1.5. Планируемые результаты реализации программы родительского всеобуча: В результате обучения у родителей появляется возможность овладения знаниями, которые помогут им выстроить эффективную систему взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. 1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни. Улучшение микроклимата в семье. 2. 3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком. и 4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций. Родители (законные представители) приобретут знания: • о развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни; • о правовых основах охраны детства; умения: грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учётом специфических проблем каждого возраста; • анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе своё собственное поведение, свои родительские взаимоотношения. • 7 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание работы с родителями воспитанников в ДОУ по образовательным областям Основной образовательной программы ДОУ Образовательная область Содержание направлений работы Физическое развитие Разъяснять родителям необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту, привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику, стремления к двигательной активности. Формировать у родителей: желание участвовать в совместных спортивных занятиях и подвижных играх; стремление создать дома спортивный уголок с различным спортивным инвентарём (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.) Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе). Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), 8 наносящих непоправимый вред здоровью. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение литературы, посвящённой сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. 9 Социально коммуникативное развитие Знакомить родителей с достижениями и трудностями воспитания детей в детском саду. Показывать родителям значение матери, отца в формировании знаний о социальных норма поведения в обществе, в совершенствовании навыков взаимодействия ребенка с социумом, Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей. Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье. Создавать у них мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на дороге, в лесу, у водоёма, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоёма и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические 10 розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи - «01», «02» и «03» и т. д.). Подчёркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение литературы, посвящённой сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. Показывать необходимость формирования навыков самообслуживания. Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости. Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение литературы, посвящённой различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции ориентируясь на потребности и возможности детей. Привлекать родителей к проектной деятельности. Обращать внимание родителей на возможности развития 11 коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. Познавательное развитие Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребёнком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов. Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.) Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьёй конкурсы, игры-викторины. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие познавательного интереса ребенка. 12 Речевое развитие Обращать внимание родителей на возможности речевого развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. Показывать родителям ценность диалогического общения с ребёнком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя различные формы взаимодействия. Показывать значение доброго, тёплого общения с ребёнком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность общения с ребёнком. Побуждать родителей помогать ребёнку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приёмы ознакомления ребенка с художественной литературой. Обращать внимание родителей на возможность речевого развития ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой, при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность. Побуждать родителей поддерживать сочинительство. 13 детское Художественно эстетическое развитие Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома. Привлекать родителей к совместной с детьми творческой деятельности: организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей. Ориентировать родителей на совместное рассматривание декоративно-архитектурных элементов зданий, художественных произведений; показывать ценность общения по поводу увиденного и др. Раскрывать для родителей возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Информировать родителей о концертах, спектаклях профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в детском саду и учреждениях дополнительного образования и культуры. 14 2.2. Основные тематические блоки родительского всеобуча в ДОУ 1. Тематический блок «Адаптация детей к условиям детского сада» (реализуется в психолого-педагогическом сопровождении детей раннего и младшего дошкольного возраста, клуб «Первые шаги»). Цель: создание условий для благополучной адаптации детей при поступлении в дошкольное общеобразовательное учреждение посредством взаимодействия педагогов и семьи. Содержание блока: - возрастные особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста; - особенности семейной подготовки детей к условиям ДОУ; - значение взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей к условиям детского сада. 2. Тематический блок «Психофизическое развитие детей дошкольного возраста: развитие речи» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах возрастной психологии и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста. Содержание блока: - возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста; - возрастные особенности речевого развития детей в норме; - профилактика речевых нарушений у детей. 3. Тематический блок «Гармонизация детско-родительских отношений в семье» (реализуется в родительских собраниях, семинаров и информационнопросветительских формах работы с родителями). Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в сфере детско-родительских отношений, изменение поведения, отношения и установок родителей по отношению к своему ребёнку в лучшую сторону. Содержание блока: - стили семейного воспитания; - эффективные техники общения составляющие родительской любви. родителей с детьми; - 4. Тематический блок «Приобщение детей к здоровому образу жизни» (реализуется в родительских собраниях, мастер - классах, консультациях и информационно-просветительских формах работы с родителями). 15 Цель: познакомить родителей с особенностями приобщения детей к здоровому образу жизни в условиях детского сада, предоставить возможность поделиться собственным опытом по данной проблеме. Содержание блока: - специфика закаливания ребёнка в детском саду и дома; - соблюдение режима дня в детском саду и дома; - сбалансированное питание в детском саду и дома; - формирование культурно-гигиенических навыков у ребёнка дошкольного возраста; Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. 5. Тематический блок «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников» (реализуется в родительских собраниях, мастер - классах, консультациях и информационно-просветительских формах работы с родителями). Цель: ознакомление родителей с основами безопасного поведения детей дома, на улице, на природе. Содержание блока: - правила безопасного поведения ребёнка дома; - безопасное поведение на природе; - ребёнок на улицах города; - эмоциональное благополучие и психологическая ребёнка (правила поведения с незнакомыми людьми и т.д.). безопасность 5. Тематический блок «Основы правовых знаний» (реализуется в родительских собраниях, семинарах, консультациях и информационно просветительских формах работы с родителями). Цель: ознакомление родителей с основами правовых знаний. Содержание блока: - международные документы и документы РФ, защищающие права детей; права детей; - жестокое обращение с детьми, ответственность родителей по законам РФ. 16 III. Организационный раздел 3.1. План родительского всеобуча на 2021-2022 учебный год № Название мероприятия Целевая группа Сроки Ответственные 1 Родительские собрания: Родители август-сентябрь Педагог – психолог Адаптация детей к условиям ДОУ Котляр Т.А Воспитатель: Адживалиева С.И 2 3 Интегрированное НОД «Духовно– нравственное и патриотическое воспитание через развитие речи» Родители Молодые Учитель – логопед педагоги Королькова Ж.А Круглый стол Родители октябрь ноябрь «Наказания – за и против!» Педагог – психолог Котляр Т.А Проблемы и их решения Знакомство родителей с законодательной базой по жестокому обращению с детьми. 4 Анкетирование родителей воспитанников по речевому Родители ноябрь ст. воспитатель Родионова К.В Педагог – 17 5 воспитанию. психолог Консультация «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе». Котляр Т.А Психологические особенности детей с ОВЗ Родители Декабрь Котляр Т.А Онлайн собрание Ст.воспитатель Казакова Г.И «Как интересно провести новогодние каникулы с ребенком» 6 «Игра и игрушки» Педагог – психолог Воспитатели всех групп Родители Январь Роль игры в жизни ребенка. Педагог – психолог Котляр Т.А Игра как ведущая деятельность дошкольника. 7 8 Компьютер: помощник или враг? Родители Февраль Педагог – психолог Котляр Т.А Онлайнконференция Ст.воспитатель Родионова К.В « Безопасность детей в сети интернет» Казакова Г.И Роль родителей в жизни ребенка. Родители Март Методы семейного воспитания. Педагог – психолог Котляр Т.А Ст.воспитатель 18 Выставка « Моя мама рукодельница» 9 Как помочь успешно ребенку учиться в школе. Родионова К.В Педагоги всех групп Родители Апрель Педагог – психолог Котляр Т.А Лекция «Школа, без паники!» 10 Лекция и онлайн консультация Родители Май «Заповеди здорового образа жизни» Воспитатели всех групп Педагог – психолог Котляр Т.А « Как использовать лето для укрепления здоровья детей» 19 IV. Условия реализации программы 4.1.Список литературы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» акцент ставится на поддержке семей. 4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В разделе «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» говорится о доступности и качестве дошкольного образования, о создании системы психологопедагогической поддержки семьи. 5. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 6. Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с. 7. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с. 8. Региональная парциальная программа по гражданскопатриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». / Авторы программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В. 20 21