МБДОУ 11 ПРОГРАММА-всеобуча-1

1

СОДЕРЖАНИЕ
№
п.п.
I
1.1.
1.2.

Наименование
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи программы родительского всеобуча

3
4

1.3.

Принципы реализации программы

5

1.4.

Участники реализации программы

5

1.5. Планируемые результаты освоения Программы
II
Содержательный раздел
2.1. Содержание работы с родителями воспитанников в
ДОУ по образовательным областям Основной
образовательной программы ДОУ
2.2.

Основные тематические блоки родительского всеобуча

III

Организационный раздел

3.1.

План родительского всеобуча на 2021 – 2022 учебный
год
Условия реализации программы
Перечень литературных источников

IV
4.1.

2

Страница

7
8

15

17

20

I.
1.1.

Целевой раздел
Пояснительная записка

Актуальность педагогического всеобуча для родителей ДОУ обусловлена
особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых
и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная
социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с
людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и
ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент
полноценного развития личности.
В государственной политике России в настоящее время утверждается
приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального
благополучия подрастающего поколения. Семья по праву считается главным
фактором и условием развития и воспитания ребенка.
Современная семья развивается в условиях качественно новой
противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот
общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные
целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании
детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к
обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня
большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического
выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей
от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, в результате
чего ребенок оказался фактически один на один с очень непростым миром.
Одиночество детей, их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных
ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания – все это база для роста
детской преступности.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего
поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли
семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.
Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права
родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права
на специальные психолого-педагогические знания. В современных социальных
условиях приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к
формированию личности ребёнка.

3

Процесс взаимодействия семьи и детского сада направлен на активное
включение
родителей
в
воспитательный-образовательный
процесс,
сотрудничество с педагогами.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении
усилий семьи и ДОУ.
Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её
помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В
современном обществе детский сад становится все более открытой
социальнопедагогической системой, стремится к диалогу, межличностному
общению, широкому социальному взаимодействию.
Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и
востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки
взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение
педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого
потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую
роль призван сыграть родительский всеобуч.
1.2. Цель и задачи программы родительского всеобуча
Цель программы родительского всеобуча: содействие повышению уровня
родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития
детей, выработка единого взгляда семьи и детского сада на сущность процессов
воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития
личности ребенка.
Задачи программы всеобуча для родителей:
1.
Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья
– ДОУ».
2.

Знакомство родителей с основами правовых знаний.

3.
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности
родителей в вопросах обеспечения физического, эмоционального и социального
благополучия ребёнка в условиях семьи и ДОО.
4.

Пропаганда и возрождение семейных традиций.

5.
Формирование в семьях позитивного
общественной и социальной деятельности детей.

отношения

к

активной

6.
Обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.
4

7.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательно образовательном процессе.
Гармонизировать детско-родительские отношения в семьях.

8.

1.3. Принципы реализации программы
Принципы реализации программы родительского всеобуча:
• первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в
первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие
своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна
опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические,
физиологические, юридические и др.) факты);
•

практическая
(доступная для
•

ориентированность

информации

использования в жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также
конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
•

развития (личности, системы
жизнедеятельности);
•

•

отношений

личности,

процессов

системности воспитательных воздействий на ребёнка;

преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного
опыта ребёнка;
•

•

принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье.
1.4. Участники реализации программы

Участники реализации программы: в реализации программы принимают
участие родители, дети, члены педагогического коллектива ДОУ, приглашённые
представители общественных организаций, учреждений.
Формы реализации программы родительского всеобуча:
В рамках родительского всеобуча используются традиционные
нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы:

5

и

общесадовые и групповые родительские собрания, направленные на
обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов
воспитания детей в семье и образовательной организации;
•

•

консультации;

•

беседы;

•

анкетирование, опросы

•

социальный паспорт группы и детского сада

размещение
информации
на
•

просветительско-профилактической

стендах, в родительских уголках, на сайте ДОУ;
•

привлечение родителей к участию в конкурсах, в утренниках,

развлечениях, в спортивных мероприятиях, в проектной деятельности;
- фотовыставки, выставки детских работ,
- дни открытых дверей и др.
Нетрадиционные формы:
• родительские собрание с элементами тренинга;
•

семинары-практикумы;

•

конференции;

•

мастер-классы;

•

интерактивные родительские собрания и др.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в
зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения
занятий (выступление на организованных мероприятиях специалистов:
педагогапсихолога, учителя-логопеда, медицинских работников, представителей
других организаций; использование технического оснащения).
Программа родительского всеобуча обеспечивает создание специально
организованной системы взаимодействия «образовательная организация –
родители – дети» в процессе воспитания и развития ребенка на основе:
обновления содержания, форм и методов диагностики семьи и
сотрудничества с ней;
•

формирования педагогической культуры родителей, их активной
педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение;
•

•

достижения баланса общественного и семейного воспитания;

повышения статуса семьи и семейного воспитания в развитии
личности ребенка.
•

6

Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный
характер и постоянный контингент участников.
1.5. Планируемые результаты реализации программы родительского
всеобуча:
В результате обучения у родителей появляется возможность овладения
знаниями, которые помогут им выстроить эффективную систему взаимодействия
со всеми участниками образовательного процесса.
1.
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового
образа жизни.
Улучшение микроклимата в семье.

2.

3.
Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего
развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком.

и

4.
Оказание практической помощи родителям, при возникновении
проблемных ситуаций.
Родители (законные представители) приобретут знания:
•

о развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

•

о правовых основах охраны детства; умения:

грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во
взаимоотношениях с детьми с учётом специфических проблем каждого
возраста;
•

анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в
том числе своё собственное поведение, свои родительские взаимоотношения.
•

7

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание работы с родителями воспитанников в ДОУ
по образовательным областям Основной образовательной программы ДОУ
Образовательная
область

Содержание направлений работы

Физическое
развитие

Разъяснять родителям необходимость создания в семье
предпосылок для полноценного физического развития
ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка
положительного отношения к физкультуре и спорту,
привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику,
стремления к двигательной активности. Формировать у
родителей: желание участвовать в совместных спортивных
занятиях и подвижных играх; стремление создать дома
спортивный уголок с различным спортивным инвентарём
(мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.)
Информировать родителей об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах
их развития, а также о возможностях детского сада в
решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания
дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим
средства, формы и методы развития важных физических
качеств,
воспитания
потребности
в
двигательной
деятельности.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми
физкультурных праздниках и других мероприятиях,
организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует
на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на
физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание,
закаливание, движения).
Рассказывать
о
действии

негативных

факторов

(переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.),
8

наносящих непоправимый вред здоровью. Помогать
родителям сохранять и укреплять физическое и психическое
здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение
литературы, посвящённой сохранению и укреплению
здоровья, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с
оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском
саду.

9

Социально коммуникативное
развитие

Знакомить родителей с достижениями и трудностями
воспитания детей в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца в
формировании знаний о социальных норма поведения в
обществе, в совершенствовании навыков взаимодействия
ребенка с социумом,
Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для
общества вне зависимости от его индивидуальных
особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать
родителей
в
развитии
игровой
деятельности детей.
Помогать родителям осознавать негативные последствия
деструктивного общения в семье. Создавать у них
мотивацию к сохранению семейных традиций и
зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия
ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду.
Сопровождать и поддерживать семью в реализации
воспитательных воздействий.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка
ситуациями, возникающими дома, на дороге, в лесу, у
водоёма, и способами поведения в них. Направлять
внимание родителей на развитие у детей способности
видеть, осознавать и избегать опасности.
Информировать родителей о необходимости создания
благоприятных и безопасных условий пребывания детей на
улице (соблюдать технику безопасности во время игр и
развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в
песочнице, во время катания на велосипеде, во время
отдыха у водоёма и т.д.).
Рассказывать о необходимости создания безопасных
условий пребывания детей дома (не держать в доступных
для них местах лекарства, предметы бытовой химии,
электрические приборы; содержать в порядке электрические

10

розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где
открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей
о том, что должны делать дети в случае непредвиденной
ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои
фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и
отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости
звонить по телефонам экстренной помощи - «01», «02» и
«03» и т. д.).
Подчёркивать роль взрослого в формировании поведения
ребенка.
Побуждать родителей на личном примере демонстрировать
детям соблюдение правил безопасного поведения на
дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение
литературы, посвящённой сохранению и укреплению
здоровья, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного
учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного
возраста.
Показывать
необходимость формирования
навыков самообслуживания.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним
и профессиональным трудом, показывать его результаты,
обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
Привлекать внимание родителей к различным формам
совместной с детьми деятельности в детском саду и дома,
способствующей формированию взаимодействия взрослых с
детьми, возникновению чувства единения, радости,
гордости.
Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение
литературы, посвящённой различным профессиям, труду,
просмотр соответствующих
художественных и
мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции
ориентируясь на потребности и возможности детей.
Привлекать родителей к проектной деятельности.
Обращать внимание родителей на возможности развития
11

коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать
родителям
использовать
каждую
возможность для общения с ребёнком, поводом для
которого могут стать любые события и связанные с ними
эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка
в развитии взаимодействия с миром и др.

Познавательное
развитие

Обращать
внимание
родителей
на
возможности
интеллектуального развития ребенка в семье и детском
саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка
потребности к познанию, общению со взрослыми и
сверстниками.
Обращать их внимание на ценность детских вопросов.
Побуждать находить на них ответы посредством
совместных с ребёнком наблюдений, экспериментов,
размышлений, чтения художественной и познавательной
литературы, просмотра художественных, документальных
видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения
разнообразных впечатлений, вызывающих положительные
эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и
др.)
Привлекать
родителей
к
совместной
с
детьми
исследовательской,
проектной
и
продуктивной
деятельности в детском саду и дома, способствующей
возникновению познавательной активности. Проводить
совместные с семьёй конкурсы, игры-викторины.
Ориентировать родителей в выборе художественных и
мультипликационных фильмов, направленных на развитие
познавательного интереса ребенка.

12

Речевое развитие

Обращать внимание родителей на возможности речевого
развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать
родителям использовать каждую возможность для общения
с ребёнком, поводом для которого могут стать любые
события и связанные с ними эмоциональные состояния,
достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия
с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с
ребёнком, открывающего возможность для познания
окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
Развивать у родителей навыки общения, используя
различные формы взаимодействия. Показывать значение
доброго, тёплого общения с ребёнком, не допускающего
грубости; демонстрировать ценность общения с ребёнком.
Побуждать родителей помогать ребёнку устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми.
Способствовать развитию свободного общения взрослых с
детьми в соответствии с познавательными потребностями
дошкольников.
Показывать родителям ценность домашнего чтения,
выступающего способом развития пассивного и активного
словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие
круг семейного чтения в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями ребенка. Показывать
методы и приёмы ознакомления ребенка с художественной
литературой.
Обращать внимание родителей на возможность речевого
развития ребенка в ходе ознакомления с художественной
литературой,

при организации семейных театров,

вовлечения его в игровую деятельность.
Побуждать родителей поддерживать
сочинительство.

13

детское

Художественно эстетическое
развитие

Показывать родителям актуальность развития интереса к
эстетической стороне окружающей действительности,
развития творческих способностей детей.
Поддерживать
стремление
родителей
развивать
художественную деятельность детей в детском саду и дома.
Привлекать родителей к совместной с детьми творческой
деятельности:
организовывать
выставки
семейного
художественного
творчества,
выделяя
творческие
достижения взрослых и детей.
Ориентировать родителей на совместное рассматривание
декоративно-архитектурных
элементов
зданий,
художественных произведений; показывать ценность
общения по поводу увиденного и др.
Раскрывать для родителей возможности музыки как
средства благоприятного воздействия на психическое
здоровье ребенка.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной
музыкально-художественной деятельности с детьми в
детском саду, способствующим возникновению ярких
эмоций, творческого вдохновения, развитию общения
(семейные праздники, концерты, занятия в театральной и
вокальной студиях).
Информировать родителей о концертах, спектаклях
профессиональных
и
самодеятельных
коллективов,
проходящих
в
детском
саду
и
учреждениях
дополнительного образования и культуры.

14

2.2. Основные тематические блоки родительского всеобуча в ДОУ
1. Тематический блок «Адаптация детей к условиям детского сада»
(реализуется в психолого-педагогическом сопровождении детей раннего и
младшего дошкольного возраста, клуб «Первые шаги»).
Цель: создание условий для благополучной адаптации детей при
поступлении в дошкольное общеобразовательное учреждение посредством
взаимодействия педагогов и семьи.
Содержание блока:
- возрастные особенности детей раннего и младшего дошкольного
возраста;
- особенности семейной подготовки детей к условиям ДОУ;
- значение взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации
детей к условиям детского сада.
2. Тематический блок «Психофизическое развитие детей дошкольного
возраста: развитие речи»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах
возрастной психологии и речевого развития детей раннего и дошкольного
возраста.
Содержание блока:
- возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста;
- возрастные особенности речевого развития детей в норме;
- профилактика речевых нарушений у детей.
3. Тематический блок «Гармонизация детско-родительских отношений
в семье» (реализуется в родительских собраниях, семинаров и информационнопросветительских формах работы с родителями).
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в сфере
детско-родительских отношений, изменение поведения, отношения и установок
родителей по отношению к своему ребёнку в лучшую сторону.
Содержание блока:
- стили семейного воспитания;
- эффективные техники общения
составляющие родительской любви.

родителей

с

детьми;

-

4. Тематический блок «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
(реализуется в родительских собраниях, мастер - классах, консультациях и
информационно-просветительских формах работы с родителями).
15

Цель: познакомить родителей с особенностями приобщения детей к
здоровому образу жизни в условиях детского сада, предоставить возможность
поделиться собственным опытом по данной проблеме.
Содержание блока:
- специфика закаливания ребёнка в детском саду и дома;
- соблюдение режима дня в детском саду и дома;
- сбалансированное питание в детском саду и дома;
- формирование культурно-гигиенических навыков у ребёнка дошкольного
возраста;
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного
возраста.
5. Тематический блок «Обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольников» (реализуется в родительских собраниях, мастер - классах,
консультациях и информационно-просветительских формах работы с
родителями).
Цель: ознакомление родителей с основами безопасного поведения детей
дома, на улице, на природе.
Содержание блока:
- правила безопасного поведения ребёнка дома;
- безопасное поведение на природе;
- ребёнок на улицах города;
- эмоциональное благополучие и психологическая
ребёнка (правила поведения с незнакомыми людьми и т.д.).

безопасность

5.
Тематический блок «Основы правовых знаний»
(реализуется в родительских собраниях, семинарах, консультациях и
информационно просветительских формах работы с родителями).
Цель: ознакомление родителей с основами правовых знаний.
Содержание блока:
- международные документы и документы РФ, защищающие права детей; права детей;
- жестокое обращение с детьми, ответственность родителей по законам РФ.

16

III. Организационный раздел
3.1. План
родительского всеобуча
на 2021-2022 учебный год
№

Название
мероприятия

Целевая
группа

Сроки

Ответственные

1

Родительские
собрания:

Родители

август-сентябрь

Педагог –
психолог

Адаптация детей к
условиям ДОУ

Котляр Т.А
Воспитатель:
Адживалиева
С.И

2

3

Интегрированное
НОД «Духовно–
нравственное и
патриотическое
воспитание через
развитие речи»

Родители
Молодые

Учитель –
логопед

педагоги

Королькова Ж.А

Круглый стол

Родители

октябрь

ноябрь

«Наказания – за и
против!»

Педагог –
психолог
Котляр Т.А

Проблемы и их
решения
Знакомство
родителей с
законодательной
базой по
жестокому
обращению с
детьми.
4

Анкетирование
родителей
воспитанников по
речевому

Родители

ноябрь

ст. воспитатель
Родионова К.В
Педагог –

17

5

воспитанию.

психолог

Консультация
«Развитие речи
дошкольников
посредством
приобщения к
художественной
литературе».

Котляр Т.А

Психологические
особенности детей
с ОВЗ

Родители

Декабрь

Котляр Т.А

Онлайн собрание

Ст.воспитатель
Казакова Г.И

«Как интересно
провести
новогодние
каникулы с
ребенком»
6

«Игра и игрушки»

Педагог –
психолог

Воспитатели
всех групп

Родители

Январь

Роль игры в жизни
ребенка.

Педагог –
психолог
Котляр Т.А

Игра как ведущая
деятельность
дошкольника.
7

8

Компьютер:
помощник или
враг?

Родители

Февраль

Педагог –
психолог
Котляр Т.А

Онлайнконференция

Ст.воспитатель
Родионова К.В

« Безопасность
детей в сети
интернет»

Казакова Г.И

Роль родителей в
жизни ребенка.

Родители

Март

Методы семейного
воспитания.

Педагог –
психолог
Котляр Т.А
Ст.воспитатель

18

Выставка « Моя
мама
рукодельница»

9

Как помочь
успешно ребенку
учиться в школе.

Родионова К.В
Педагоги всех
групп
Родители

Апрель

Педагог –
психолог
Котляр Т.А

Лекция
«Школа, без
паники!»
10

Лекция и онлайн
консультация

Родители

Май

«Заповеди
здорового образа
жизни»

Воспитатели
всех групп
Педагог –
психолог
Котляр Т.А

« Как
использовать лето
для укрепления
здоровья детей»

19

IV. Условия реализации программы
4.1.Список литературы
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
3.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013 - 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования
на период до 2020 года» акцент ставится на поддержке семей.
4.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В разделе
«Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» говорится о
доступности и качестве дошкольного образования, о создании системы
психологопедагогической поддержки семьи.
5.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
6.
Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С.
Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
7.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. -сост. Н.
М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
8.
Региональная
парциальная
программа
по
гражданскопатриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым
«Крымский веночек». / Авторы программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф.,
Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».