1
СОДЕРЖАНИЕ
№
п.п.
I
1.1.
1.2.
Наименование
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи программы родительского всеобуча
3
4
1.3.
Принципы реализации программы
5
1.4.
Участники реализации программы
5
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
II
Содержательный раздел
2.1. Содержание работы с родителями воспитанников в
ДОУ по образовательным областям Основной
образовательной программы ДОУ
2.2.
Основные тематические блоки родительского всеобуча
III
Организационный раздел
3.1.
План родительского всеобуча на 2021 – 2022 учебный
год
Условия реализации программы
Перечень литературных источников
IV
4.1.
2
Страница
7
8
15
17
20
I.
1.1.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность педагогического всеобуча для родителей ДОУ обусловлена
особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых
и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная
социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с
людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и
ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент
полноценного развития личности.
В государственной политике России в настоящее время утверждается
приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального
благополучия подрастающего поколения. Семья по праву считается главным
фактором и условием развития и воспитания ребенка.
Современная семья развивается в условиях качественно новой
противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот
общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные
целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании
детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к
обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня
большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического
выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей
от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, в результате
чего ребенок оказался фактически один на один с очень непростым миром.
Одиночество детей, их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных
ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания – все это база для роста
детской преступности.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего
поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли
семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.
Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права
родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права
на специальные психолого-педагогические знания. В современных социальных
условиях приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к
формированию личности ребёнка.
3
Процесс взаимодействия семьи и детского сада направлен на активное
включение
родителей
в
воспитательный-образовательный
процесс,
сотрудничество с педагогами.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении
усилий семьи и ДОУ.
Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её
помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В
современном обществе детский сад становится все более открытой
социальнопедагогической системой, стремится к диалогу, межличностному
общению, широкому социальному взаимодействию.
Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и
востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки
взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение
педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого
потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую
роль призван сыграть родительский всеобуч.
1.2. Цель и задачи программы родительского всеобуча
Цель программы родительского всеобуча: содействие повышению уровня
родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития
детей, выработка единого взгляда семьи и детского сада на сущность процессов
воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития
личности ребенка.
Задачи программы всеобуча для родителей:
1.
Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья
– ДОУ».
2.
Знакомство родителей с основами правовых знаний.
3.
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности
родителей в вопросах обеспечения физического, эмоционального и социального
благополучия ребёнка в условиях семьи и ДОО.
4.
Пропаганда и возрождение семейных традиций.
5.
Формирование в семьях позитивного
общественной и социальной деятельности детей.
отношения
к
активной
6.
Обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.
4
7.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательно образовательном процессе.
Гармонизировать детско-родительские отношения в семьях.
8.
1.3. Принципы реализации программы
Принципы реализации программы родительского всеобуча:
• первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в
первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие
своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна
опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические,
физиологические, юридические и др.) факты);
•
практическая
(доступная для
•
ориентированность
информации
использования в жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также
конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
•
развития (личности, системы
жизнедеятельности);
•
•
отношений
личности,
процессов
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного
опыта ребёнка;
•
•
принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье.
1.4. Участники реализации программы
Участники реализации программы: в реализации программы принимают
участие родители, дети, члены педагогического коллектива ДОУ, приглашённые
представители общественных организаций, учреждений.
Формы реализации программы родительского всеобуча:
В рамках родительского всеобуча используются традиционные
нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы:
5
и
общесадовые и групповые родительские собрания, направленные на
обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов
воспитания детей в семье и образовательной организации;
•
•
консультации;
•
беседы;
•
анкетирование, опросы
•
социальный паспорт группы и детского сада
размещение
информации
на
•
просветительско-профилактической
стендах, в родительских уголках, на сайте ДОУ;
•
привлечение родителей к участию в конкурсах, в утренниках,
развлечениях, в спортивных мероприятиях, в проектной деятельности;
- фотовыставки, выставки детских работ,
- дни открытых дверей и др.
Нетрадиционные формы:
• родительские собрание с элементами тренинга;
•
семинары-практикумы;
•
конференции;
•
мастер-классы;
•
интерактивные родительские собрания и др.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в
зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения
занятий (выступление на организованных мероприятиях специалистов:
педагогапсихолога, учителя-логопеда, медицинских работников, представителей
других организаций; использование технического оснащения).
Программа родительского всеобуча обеспечивает создание специально
организованной системы взаимодействия «образовательная организация –
родители – дети» в процессе воспитания и развития ребенка на основе:
обновления содержания, форм и методов диагностики семьи и
сотрудничества с ней;
•
формирования педагогической культуры родителей, их активной
педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение;
•
•
достижения баланса общественного и семейного воспитания;
повышения статуса семьи и семейного воспитания в развитии
личности ребенка.
•
6
Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный
характер и постоянный контингент участников.
1.5. Планируемые результаты реализации программы родительского
всеобуча:
В результате обучения у родителей появляется возможность овладения
знаниями, которые помогут им выстроить эффективную систему взаимодействия
со всеми участниками образовательного процесса.
1.
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового
образа жизни.
Улучшение микроклимата в семье.
2.
3.
Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего
развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком.
и
4.
Оказание практической помощи родителям, при возникновении
проблемных ситуаций.
Родители (законные представители) приобретут знания:
•
о развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
•
о правовых основах охраны детства; умения:
грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во
взаимоотношениях с детьми с учётом специфических проблем каждого
возраста;
•
анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в
том числе своё собственное поведение, свои родительские взаимоотношения.
•
7
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание работы с родителями воспитанников в ДОУ
по образовательным областям Основной образовательной программы ДОУ
Образовательная
область
Содержание направлений работы
Физическое
развитие
Разъяснять родителям необходимость создания в семье
предпосылок для полноценного физического развития
ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка
положительного отношения к физкультуре и спорту,
привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику,
стремления к двигательной активности. Формировать у
родителей: желание участвовать в совместных спортивных
занятиях и подвижных играх; стремление создать дома
спортивный уголок с различным спортивным инвентарём
(мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.)
Информировать родителей об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах
их развития, а также о возможностях детского сада в
решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания
дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим
средства, формы и методы развития важных физических
качеств,
воспитания
потребности
в
двигательной
деятельности.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми
физкультурных праздниках и других мероприятиях,
организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует
на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на
физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание,
закаливание, движения).
Рассказывать
о
действии
негативных
факторов
(переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.),
8
наносящих непоправимый вред здоровью. Помогать
родителям сохранять и укреплять физическое и психическое
здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение
литературы, посвящённой сохранению и укреплению
здоровья, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с
оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском
саду.
9
Социально коммуникативное
развитие
Знакомить родителей с достижениями и трудностями
воспитания детей в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца в
формировании знаний о социальных норма поведения в
обществе, в совершенствовании навыков взаимодействия
ребенка с социумом,
Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для
общества вне зависимости от его индивидуальных
особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать
родителей
в
развитии
игровой
деятельности детей.
Помогать родителям осознавать негативные последствия
деструктивного общения в семье. Создавать у них
мотивацию к сохранению семейных традиций и
зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия
ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду.
Сопровождать и поддерживать семью в реализации
воспитательных воздействий.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка
ситуациями, возникающими дома, на дороге, в лесу, у
водоёма, и способами поведения в них. Направлять
внимание родителей на развитие у детей способности
видеть, осознавать и избегать опасности.
Информировать родителей о необходимости создания
благоприятных и безопасных условий пребывания детей на
улице (соблюдать технику безопасности во время игр и
развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в
песочнице, во время катания на велосипеде, во время
отдыха у водоёма и т.д.).
Рассказывать о необходимости создания безопасных
условий пребывания детей дома (не держать в доступных
для них местах лекарства, предметы бытовой химии,
электрические приборы; содержать в порядке электрические
10
розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где
открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей
о том, что должны делать дети в случае непредвиденной
ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои
фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и
отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости
звонить по телефонам экстренной помощи - «01», «02» и
«03» и т. д.).
Подчёркивать роль взрослого в формировании поведения
ребенка.
Побуждать родителей на личном примере демонстрировать
детям соблюдение правил безопасного поведения на
дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение
литературы, посвящённой сохранению и укреплению
здоровья, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного
учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного
возраста.
Показывать
необходимость формирования
навыков самообслуживания.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним
и профессиональным трудом, показывать его результаты,
обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
Привлекать внимание родителей к различным формам
совместной с детьми деятельности в детском саду и дома,
способствующей формированию взаимодействия взрослых с
детьми, возникновению чувства единения, радости,
гордости.
Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение
литературы, посвящённой различным профессиям, труду,
просмотр соответствующих
художественных и
мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции
ориентируясь на потребности и возможности детей.
Привлекать родителей к проектной деятельности.
Обращать внимание родителей на возможности развития
11
коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать
родителям
использовать
каждую
возможность для общения с ребёнком, поводом для
которого могут стать любые события и связанные с ними
эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка
в развитии взаимодействия с миром и др.
Познавательное
развитие
Обращать
внимание
родителей
на
возможности
интеллектуального развития ребенка в семье и детском
саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка
потребности к познанию, общению со взрослыми и
сверстниками.
Обращать их внимание на ценность детских вопросов.
Побуждать находить на них ответы посредством
совместных с ребёнком наблюдений, экспериментов,
размышлений, чтения художественной и познавательной
литературы, просмотра художественных, документальных
видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения
разнообразных впечатлений, вызывающих положительные
эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и
др.)
Привлекать
родителей
к
совместной
с
детьми
исследовательской,
проектной
и
продуктивной
деятельности в детском саду и дома, способствующей
возникновению познавательной активности. Проводить
совместные с семьёй конкурсы, игры-викторины.
Ориентировать родителей в выборе художественных и
мультипликационных фильмов, направленных на развитие
познавательного интереса ребенка.
12
Речевое развитие
Обращать внимание родителей на возможности речевого
развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать
родителям использовать каждую возможность для общения
с ребёнком, поводом для которого могут стать любые
события и связанные с ними эмоциональные состояния,
достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия
с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с
ребёнком, открывающего возможность для познания
окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
Развивать у родителей навыки общения, используя
различные формы взаимодействия. Показывать значение
доброго, тёплого общения с ребёнком, не допускающего
грубости; демонстрировать ценность общения с ребёнком.
Побуждать родителей помогать ребёнку устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми.
Способствовать развитию свободного общения взрослых с
детьми в соответствии с познавательными потребностями
дошкольников.
Показывать родителям ценность домашнего чтения,
выступающего способом развития пассивного и активного
словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие
круг семейного чтения в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями ребенка. Показывать
методы и приёмы ознакомления ребенка с художественной
литературой.
Обращать внимание родителей на возможность речевого
развития ребенка в ходе ознакомления с художественной
литературой,
при организации семейных театров,
вовлечения его в игровую деятельность.
Побуждать родителей поддерживать
сочинительство.
13
детское
Художественно эстетическое
развитие
Показывать родителям актуальность развития интереса к
эстетической стороне окружающей действительности,
развития творческих способностей детей.
Поддерживать
стремление
родителей
развивать
художественную деятельность детей в детском саду и дома.
Привлекать родителей к совместной с детьми творческой
деятельности:
организовывать
выставки
семейного
художественного
творчества,
выделяя
творческие
достижения взрослых и детей.
Ориентировать родителей на совместное рассматривание
декоративно-архитектурных
элементов
зданий,
художественных произведений; показывать ценность
общения по поводу увиденного и др.
Раскрывать для родителей возможности музыки как
средства благоприятного воздействия на психическое
здоровье ребенка.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной
музыкально-художественной деятельности с детьми в
детском саду, способствующим возникновению ярких
эмоций, творческого вдохновения, развитию общения
(семейные праздники, концерты, занятия в театральной и
вокальной студиях).
Информировать родителей о концертах, спектаклях
профессиональных
и
самодеятельных
коллективов,
проходящих
в
детском
саду
и
учреждениях
дополнительного образования и культуры.
14
2.2. Основные тематические блоки родительского всеобуча в ДОУ
1. Тематический блок «Адаптация детей к условиям детского сада»
(реализуется в психолого-педагогическом сопровождении детей раннего и
младшего дошкольного возраста, клуб «Первые шаги»).
Цель: создание условий для благополучной адаптации детей при
поступлении в дошкольное общеобразовательное учреждение посредством
взаимодействия педагогов и семьи.
Содержание блока:
- возрастные особенности детей раннего и младшего дошкольного
возраста;
- особенности семейной подготовки детей к условиям ДОУ;
- значение взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации
детей к условиям детского сада.
2. Тематический блок «Психофизическое развитие детей дошкольного
возраста: развитие речи»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах
возрастной психологии и речевого развития детей раннего и дошкольного
возраста.
Содержание блока:
- возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста;
- возрастные особенности речевого развития детей в норме;
- профилактика речевых нарушений у детей.
3. Тематический блок «Гармонизация детско-родительских отношений
в семье» (реализуется в родительских собраниях, семинаров и информационнопросветительских формах работы с родителями).
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в сфере
детско-родительских отношений, изменение поведения, отношения и установок
родителей по отношению к своему ребёнку в лучшую сторону.
Содержание блока:
- стили семейного воспитания;
- эффективные техники общения
составляющие родительской любви.
родителей
с
детьми;
-
4. Тематический блок «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
(реализуется в родительских собраниях, мастер - классах, консультациях и
информационно-просветительских формах работы с родителями).
15
Цель: познакомить родителей с особенностями приобщения детей к
здоровому образу жизни в условиях детского сада, предоставить возможность
поделиться собственным опытом по данной проблеме.
Содержание блока:
- специфика закаливания ребёнка в детском саду и дома;
- соблюдение режима дня в детском саду и дома;
- сбалансированное питание в детском саду и дома;
- формирование культурно-гигиенических навыков у ребёнка дошкольного
возраста;
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного
возраста.
5. Тематический блок «Обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольников» (реализуется в родительских собраниях, мастер - классах,
консультациях и информационно-просветительских формах работы с
родителями).
Цель: ознакомление родителей с основами безопасного поведения детей
дома, на улице, на природе.
Содержание блока:
- правила безопасного поведения ребёнка дома;
- безопасное поведение на природе;
- ребёнок на улицах города;
- эмоциональное благополучие и психологическая
ребёнка (правила поведения с незнакомыми людьми и т.д.).
безопасность
5.
Тематический блок «Основы правовых знаний»
(реализуется в родительских собраниях, семинарах, консультациях и
информационно просветительских формах работы с родителями).
Цель: ознакомление родителей с основами правовых знаний.
Содержание блока:
- международные документы и документы РФ, защищающие права детей; права детей;
- жестокое обращение с детьми, ответственность родителей по законам РФ.
16
III. Организационный раздел
3.1. План
родительского всеобуча
на 2021-2022 учебный год
№
Название
мероприятия
Целевая
группа
Сроки
Ответственные
1
Родительские
собрания:
Родители
август-сентябрь
Педагог –
психолог
Адаптация детей к
условиям ДОУ
Котляр Т.А
Воспитатель:
Адживалиева
С.И
2
3
Интегрированное
НОД «Духовно–
нравственное и
патриотическое
воспитание через
развитие речи»
Родители
Молодые
Учитель –
логопед
педагоги
Королькова Ж.А
Круглый стол
Родители
октябрь
ноябрь
«Наказания – за и
против!»
Педагог –
психолог
Котляр Т.А
Проблемы и их
решения
Знакомство
родителей с
законодательной
базой по
жестокому
обращению с
детьми.
4
Анкетирование
родителей
воспитанников по
речевому
Родители
ноябрь
ст. воспитатель
Родионова К.В
Педагог –
17
5
воспитанию.
психолог
Консультация
«Развитие речи
дошкольников
посредством
приобщения к
художественной
литературе».
Котляр Т.А
Психологические
особенности детей
с ОВЗ
Родители
Декабрь
Котляр Т.А
Онлайн собрание
Ст.воспитатель
Казакова Г.И
«Как интересно
провести
новогодние
каникулы с
ребенком»
6
«Игра и игрушки»
Педагог –
психолог
Воспитатели
всех групп
Родители
Январь
Роль игры в жизни
ребенка.
Педагог –
психолог
Котляр Т.А
Игра как ведущая
деятельность
дошкольника.
7
8
Компьютер:
помощник или
враг?
Родители
Февраль
Педагог –
психолог
Котляр Т.А
Онлайнконференция
Ст.воспитатель
Родионова К.В
« Безопасность
детей в сети
интернет»
Казакова Г.И
Роль родителей в
жизни ребенка.
Родители
Март
Методы семейного
воспитания.
Педагог –
психолог
Котляр Т.А
Ст.воспитатель
18
Выставка « Моя
мама
рукодельница»
9
Как помочь
успешно ребенку
учиться в школе.
Родионова К.В
Педагоги всех
групп
Родители
Апрель
Педагог –
психолог
Котляр Т.А
Лекция
«Школа, без
паники!»
10
Лекция и онлайн
консультация
Родители
Май
«Заповеди
здорового образа
жизни»
Воспитатели
всех групп
Педагог –
психолог
Котляр Т.А
« Как
использовать лето
для укрепления
здоровья детей»
19
IV. Условия реализации программы
4.1.Список литературы
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
3.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013 - 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования
на период до 2020 года» акцент ставится на поддержке семей.
4.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В разделе
«Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» говорится о
доступности и качестве дошкольного образования, о создании системы
психологопедагогической поддержки семьи.
5.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
6.
Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С.
Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
7.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. -сост. Н.
М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
8.
Региональная
парциальная
программа
по
гражданскопатриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым
«Крымский веночек». / Авторы программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф.,
Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.
20
21