Профориентационная работа с дошкольниками
Профессиональная ориентация детей – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам - государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
Планируемые результаты
У детей:
Образовательные: формировать знания детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий; способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации;
Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт;
У педагога:
- повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.; активизируются умения использования форм и методов работы, способствующих привлечению родителей (законных представителей) к сотрудничеству в процессе реализации целей и задач образовательной программы; систематизируется опыт работы по направлению ранней профориентации;
У родителей:
- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений; расширятся формы взаимодействия с педагогами ДОУ; будет развиваться способность определить интересы, способности своего ребенка;
Для ДОУ/группы:
- будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях», многофункциональная дидактическая игра – кейс «Изучаем профессии»
- обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации
Учет возможных рисков
Возможные риски: Недостаточное количество материалов по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста». Непонимание важности проблемы родителями
Механизм их преодоления: Подготовить совместно с родителями различных материалов для пополнения многофункциональной дидактической игры «Узнаем профессии направленную на формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста». Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Продукты педагогической деятельности по теме
Выставки творческих работ детей и родителей совместных творческих работ, рассматривание иллюстраций.
Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста.
Презентация для родителей «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
Презентация педагога по теме самообразования.
Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
Выступление на педсоветах и родительских собраниях, размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества
Принципы саморазвития: Доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направлениям раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ.
Взаимодействие с родителями
Консультации:
- «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;
- «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
- «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;
Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
Беседы дома о профессиях родителей;
Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
Участие в интернет-конкурсе «Моя мама – профессионал»;
Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»
План развития РППС
Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.
Форма самообразования: Индивидуальная.
Виды педагогической деятельности
- НОД;
- Информационно-познавательная;
- Наблюдения за трудом взрослых;
- Коммуникативная деятельность;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
- Самостоятельная деятельность;
- Проектная деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие со специалистами ДОУ
Логопед
Музыкальный руководител
1 этап – Подготовительный этап
Месяц | Формы работы | |||
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа по самореализации | Работа с педагогами | |
Сентябрь - Октябрь | Опрос детей о наличии знаний о профессиях. Диагностика представлений детей о труде взрослых (методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик) | Консультация «Влияние труда взрослых на развитие детей». Анкетирование: «О воспитании трудолюбия в семье» Знакомство родителей с конкурсами, акциями, которые будут проводиться в детском саду. | Аналитико-диагностический. Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста Изучение литературы. | Подбор и создание презентации методического пособия по формированию трудовой деятельности в детском саду и дома |
Ноябрь -Декабрь | Рассматривание наглядно – дидактического материала «В мире профессий» «Кому, что нужно для работы» «Что лишнее» «Угадай профессию» | Памятка «Воспитание трудолюбия»; Беседы дома о профессиях родителей; | Оформление методической копилки Создание картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями Создание картотеки стихотворений о профессиях | Выпуск буклета «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»; |
Январь - Февраль | Подбор дидактических игр для ознакомления детей с профессиями Д/и «Что не правильно нарисовал художник» Д/и «Волшебный мешочек» Д/и «Что мы делали - не скажем, а что делали, покажем» | Оформление стенгазеты «Все профессии нужны, все профессии важны» | Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с различными видами трудовой деятельности». Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет) | Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями» |
Март | Чтение художественной литературы «Разные профессии» | Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании» | Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей» Разработка презентации «В мире профессий» | Консультация «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста» |
Апрель Май | Просмотр презентации «В мире профессий» | Оформление буклета «Воспитание трудолюбия в семье» | Составление календарно – тематического планирования работы с детьми и родителями | Мастер класс «В мире профессий» |
Месяц |
Совместная деятельность с детьми |
||
1 – 2 неделя |
3 – 4 неделя |
||
Сентябрь |
Беседы «Что такое –
профессии» Чтение: Т.А.Шорыгина
«Профессии. Какие они?» С.Р.И: «Детский сад» Беседа по картине: «Мы
пришли в детский сад» Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Что будет если…» |
Беседа «Профессии в
детском саду» Д/и «Кому это нужно?»,
«Произнеси правильно», Чтение: Г.П.Шалаева
«Большая книга профессий» Загадки о профессиях |
|
Октябрь |
Экскурсия в
медицинский кабинет. Беседа с медсестрой
детского сада: «Профессия - Врач» Фотовыставка «Кто
заботится о нас в детском саду» Сюжетно – ролевая игра
«Больница», «На приеме у врача», «Скорая помощь» Чтение: Т.А. Шорыгина
«Профессии» (врач), Г.П. Шалаева «Большая книга профессий». Дидактические игры:
«Скажи, что делают этими предметами», «Назови предметы». |
Беседа: «Работники
сельского хозяйства» Составление альбома с
детскими рисунками «Все работы хороши» Д/и «Зачем (для чего,
почему) нужно это делать?» Чтение: Т.А. Шорыгина
«Профессии. Какие они?» (фермер) Г.П. Шалаева «Большая книга профессий
«Фермер Михаил Жестев». Приключения маленького тракториста», Виктор Бундин
«Такая работа», Чертков С. «Доярка», загадки. Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы». «Что выращено колхозниками?» Рассматривание
картины: «Кем быть?» |
|
Ноябрь |
Беседа: «Портниха»
(швея) Выставка рисунков
«Наши родители на работе» (рисунки) Д/и «Что сначала, что
потом?» Экскурсия в прачечную, беседа с ее
работниками Чтение: Т.А. Шорыгина
«Профессии» (портниха), Г.П. Шалаева «Большая книга профессий (портной). Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы». С.Р.И «Ателье». |
Беседа «Водитель» Чтение: Т.А. Шорыгина
«Профессии» (водитель), Г.П. Шалаева «Большая книга профессий (машинист). Чтение произведений о
правилах дорожного движения. Д/и «Угадай
профессию», «Профессии», «Кто чем занимается?» Сюжетно – ролевая игра
«Мы-шоферы», «Железная дорога». Участие в интернет
конкурсе рисунков «Кем быть» |
|
Декабрь |
Беседа: «Музыкант» Чтение: Г.П. Шалаева
Большая книга профессий (музыкант), Т.А. Шорыгина «Профессии». Игры на детских
инструментах. Настольные игры:
До-ре-ми. Дидактические игры:
«Угадай на чем играю?» Слушание музыкальных
записей |
Беседа: «Повар»,
«Продавец» Чтение: Т.А. Шорыгина
«Профессии» (повар, кассир), Г.П. Шалаева «Большая книга профессий (продавец,
повар), загадки. Беседа о профессии с
рассматриванием картин, иллюстраций. Экскурсия на кухню, беседа с поварами Сюжетно – ролевая
игра: «Магазин продуктов», «Кафе». Конкурс поделок к
Новому году «Мастерская Деда Мороза |
|
Январь |
Организация совместной
выставки конкурса рисунков «Зимние виды спорта» Чтение: Г.П. Шалаева
«Большая книга профессий» (спортсмены), загадки. Дидактические игры:
«Кто больше назовет слов о мяче», «Сложи картинку», «Попробуй отгадай» Сюжетно – ролевая
игра: «Мы спортсмены» Д/и «Угадай, что я
делаю?» |
Беседа: «Строители» Чтение: Т.А. Шорыгина
«Профессии» (строитель, Г.П. Шалаева «Большая книга профессий» (строитель,
маляр и др.), Т. Домаренок «На стройке», Заходер Б. «Слесарь», загадки. Беседы: «Стройка»,
«Секреты плотника», и др. Сюжетно – ролевая
игра: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома) Д/и «Кому без них не
обойтись?» Загадки, пословицы и
поговорки о труде. |
|
Февраль |
Беседа: «Рода в войск
в Российской армии» Фотоколлаж «С днем
защитника отечества» Д/и «Что сначала, что
потом?» Д/и «Подскажи
словечко» Чтение: Г.П. Шалаева
«Большая книга профессий» (военный и др.) Дидактические игры:
«Определи, чей головной убор», «Собери картинку». Стенгазета: «Наша
Армия сильна» |
Беседа: «Военные
профессии» Д/и «Кто больше
назовет», Д/и «Назови, какие
нужны предметы для работы» Сюжетно – ролевая
игра: «Мы моряки» Выставка - фото «Мой
папа в Армии служил» Рассматривания
репродукции картины В. Васнецова «Богатыри» Чтение: «Мы военные»
С.Я. Маршак, «На заставе» А. Барто |
|
Март |
Беседа: «Женские
профессии», «Горжусь своей мамой». Позвать в гости маму. Чтение: Г.П. Шалаева
«Большая книга профессий» (актриса, парикмахер, почтальон, и др.), Т.А.
Шорыгина (почтальон, парикмахер). Дидактические игры:
«Кто что делает?», «Найди ошибку», «Угадай кем я работаю». Сюжетно – ролевая
игра: «Салон красоты», «Супермаркет» Оформление стенгазеты
«Профессии наших мам» Творческая мастерская
«Подарки для мамы» |
Беседы:
«Библиотекарь», «Писатель», «Художник» Чтение: Г.П. Шалаева
«Большая книга профессий» (библиотекарь, писатель, художник), Т.А. Шорыгина
(библиотекарь). Рассматривания
иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
Составления рассказов по сюжетным картинкам (библиотекарь, писатель и т.д.) Сюжетно – ролевая
игра: «Библиотека», «В читальном зале». Дидактические игры:
«Что предмет расскажет о себе?» Сюжетно – ролевая игра
«Супер маркер» |
|
Апрель |
Беседа: «Космонавт»,
«Это голубая планета, Земля!» Чтение: Г.П. Шалаева
«Большая книга профессий» (космонавт) Презентация
«Первопроходец космоса». Выставка детских работ
ко Дню космонавтики. Участие в конкурсах рисунков к празднику «Если только
захочу, я и в космос полечу». СРИ: «Космонавты»,
«Космическое путешествие» Конструирование
«Ракета» Творческие рассказы: «Мы
отправляемся в космическое путешествие». |
Беседа: «Пожарный»,
«Полицейский», «Спасатель» Чтение: Г.П. Шалаева
«Большая книга профессий» (полицейский, пожарник), «Пожар» С. Я. Маршак;
«Рассказ о неизвестном герое». СРИ: «Семья» (ситуация
«Дети играли со спичками», вызов пожарных по телефону). Подвижная игра
«Пожарные на учении», «Полиция». Строительно-конструктивная
деятельность из модулей «Пожарная машина» (по схеме) Викторина «Что мы
знаем о пожарной безопасности?», «Полицейская волна» Д/и «Выбираем работу» Д/и «Собери набор для
…..» |
|
Май |
Беседа: «Все профессии
нужны, все профессии важны» Фотоотчет «Где мы
бывали, что мы видали» Д/и «Отгадай, кто
это?» |
Игра - развлечение
«Калейдоскоп профессий» Д/и «Названия
профессии от А до Я» Д/и «Что б случилось,
если бы не работал» Сюжетно – ролевая игра
«Булочная» |
Месяц | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Памятка по трудовому воспитанию дошкольников «Как привить трудолюбие ребёнку в семье» Презентация: «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста» | Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников». |
Октябрь | Анкетирование родителей «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста» Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Ранней профориентации детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии» | Беседа с просмотром презентации «Из чего складывается трудолюбие?». |
Ноябрь | Оформление папки - передвижки «Трудовое воспитание в семье» Мастер – класс «Играем с детьми в профессии» Папка передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны! | Консультация «Изучаем Конвенцию о правах ребенка» |
Декабрь | Совместное мероприятие с детьми «Все профессии нужны, все профессии важны!» | |
Январь | Выпуск буклета «Из чего складывается трудолюбие?». Консультация «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО» Оформление папки-передвижки для родителей: «Профессии будущего», на основе книги «Атлас профессий будущего» | Семинар – практикум «Безопасный труд» с элементами тренинга: обыгрывание или решение проблемных ситуаций, способы и приемы обучения по трудовой деятельности. |
Февраль | Информационный стенд «Права ребенка» Памятка для родителей «Знакомим детей с профессиями» | Консультация: «Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?» |
Март | Оформление стенгазеты для обмена опытом семейного воспитания Рекомендация для родителей: «Организация самостоятельной деятельности детей, направленной на раннюю профориентацию детей» | Мастер – класс: «Умелые руки не знают скуки» Консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»; |
Апрель | Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Психология и творчество» | Проведение открытого мероприятия. Квест – игра «Затерянные профессии» |
Май | Совместные акции по благоустройству территории детского сада (участок), группы. Родительское собрание. «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» Оформление совместно с детьми фотоальбома «Профессии родителей» | Отчет по проделанной работе |
В течение года | Помощь в изготовлении и пополнении РППС группы материалами для работы по данной теме и для работы с детьми Выставка совместных с детьми творческих работ |
3 этап – Заключительный этап
Обобщить опыт работы по теме самообразования «Ранняя профориентация дошкольников. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о профессиях через игровую деятельность»
Месяц | Форма работы |
Сентябрь | Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме. Разработка и апробирование многофункциональной дидактической игры – кейс «Узнаем профессии» Изучение: Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998г. |
Октябрь | Создать серию конспектов ОД Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»» Оформление картотеки «Профессии» |
Ноябрь | Изучение литературы: Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013 Мастер – класс «Играем с детьми в профессии» Участие в конкурсах и вебинарах |
Декабрь | Изучение: Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. Участие в вебинаре АО Издательство «Просвещение» |
Январь | Участие в вебинарах по теме самообразования Консультация для педагогов: «Формирование профориентации в ДОУ» Консультация для родителей: «Как знакомить детей с профессиями» Изучение: Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007. |
Февраль | Методическая разработка: «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых» |
Март | Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями, творческих работ родителей, педагогов группы Изучение: Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003. |
Апрель | Родительское собрание Участие в интернет - конкурсах рисунков «Кем быть», «Моя мама – профессионал» |
Май | Презентация «Отчет о работе по самообразование педагога» Выступления на педсоветах Обобщение педагогического опыта работы по формированию профориентации детей дошкольного возраста. |
В течение года | Участие в конкурсах в Интернет- ресурсах Оснащение предметно-развивающей среды – зоны художественно-эстетического развития Обзор в Интернете информации по теме: «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста» Создать серию конспектов ОД по нетрадиционной технике рисования Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями Изготовления и пополнения группы материалами по данной теме и для работы с родителями Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). Транслирование своего опыта – публикации на сайте Мультиурок https://multiurok.ru, размещение информации на сайте ДОУ в Инстаграм. |
Список литературы
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1987 г.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? [Текст]: учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г
Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998
Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.
Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005 г.
Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.