06.04.2021
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города
Керчи Республики Крым
«Детский
сад комбинированного вида № 11 «Ручее
Квест по ранней профориентации для старших
дошкольников «Путешествие в город мастеров»
Г. Керчь, 2020
Тема: «Путешествие в город Мастеров»
Старший
дошкольный возраст
Цель: формирование
реалистических представлений о труде людей.
Задачи:
1. Сформировать представления о профессии строитель,
о строительных специальностях, о необходимости и важности труда строителей.
2. Уточнение и
расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома.
3. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширять знания и
представления о профессиях людей.
4. Обогащать словарный запас:
активизировать речь детей в употреблении глаголов и прилагательных, развивать
связанную речь: учить детей давать полные
ответы на вопросы, формировать умение связанно и последовательно рассказывать
по плану.
5. Воспитывать
уважение к людям труда.
Материалы
и оборудование: разрезные картинки с профессиями, схемы
для модельно-конструктивной деятельности, репродукции картин известных художников: И. Левитан “Золотая осень”, Ф. П. Толстой
“Букет цветов, бабочка и птичка”, И. И. Шишкин “Перед грозой”, И. Е. Репин
“Автопортрет”; панно для продуктивной деятельности, знаки-обозначения станций
по профессиям.
Мультимедийное
оборудование: проектор, компьютер, магнитофон.
Мультимедийное
сопровождение: презентация.
Методические
приемы: игровая мотивация, загадывание и отгадывание загадок, беседа, дидактические
игры, рассматривание иллюстраций, картинок и фотографий, использование
литературных произведений.
Предварительная
работа.
1. Чтение художественной литературы (Е. Пермяк. «Мамина работа»; Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом»; И. Соколов-Микитов. «Заячьи слезы»; С. Михалков. «Три поросенка»; В. Маяковский. «Кем быть», чтение стихотворения С. Маршака "
Пожар ".
2. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.
3. Проведение сюжетно-ролевых («Строим дом», «Строители») и дидактических игр («Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию»).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие,
физическое развитие.
Ход игры.
I. Вводная часть.
Организационный момент. Мотивация.
В: Ребята, вы знаете, а
нам прислали письмо. Хотите его
посмотреть и прослушать? (Дети стоят полукругом у
экрана)
- Поможем Котёнку построить дом?
- Вы готовы отправиться в путешествие?
Д: Да
В: Прежде чем мы
отправимся в путешествие, я хочу спросить, а что
такое профессия?
Д: Профессия – это любимое дело; дело всей жизни; труд;
работа.
В: Правильно. Профессия, ребята, это значит умение. Если человек
приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями.
Выбор профессии — это сложный и ответственный шаг. Если
человеку нравится его профессия то, он
может добиться больших успехов в своей работе.
- Ребята, а кем вы
хотите стать, когда вырастите? (Ответы детей)
- Сегодня мы поговорим о многообразии мира профессий,
их значении в нашей жизни, о качествах, необходимых людям той или иной профессии.
- Может ли человек получить профессию сразу, без
подготовки? (нет)
- Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.
Недаром народ сложил о
труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас
проверим.
Игра «Закончи пословицу».
Кто не работает… (тот не ест).
Хочешь есть калачи… (не сиди на печи).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Кто любит труд… (того люди чтут).
Без труда не вынешь и (рыбку из пруда).
Итак, отправляемся в путешествие на поезде.
(Музыка)
В: Остановка 1.«Лечебная» (знак-символ – красный крест)
Послушайте загадку.
У меня немало дел,
Если кто-то заболел.
Всех я вылечу, друзья!
Отгадайте, кто же я?
(Доктор)
Приход куклы-врача.
- Здравствуйте, дети!
- Скажите, кто это к
нам пришёл на занятие?
- Как вы узнали, что
эта кукла — врач?
- Чем занимается врач?
- Как вы думаете, ребята, мы можем обойтись без профессии врача? Почему?
- Посмотрите у нашего
врача чемоданчик, что же в нем хотите
узнать? Какой
интересный мешочек у врача лежит в чемоданчике. Чтобы узнать, что лежит в
мешочке, нужно нащупать рукой предметы и, не вытаскивая назвать его.
Игра «Чудесный мешочек»
- Посмотрите, сколько
разных приборов необходимо врачу, чтобы лечить людей и животных.
- Давайте назовем их
еще раз.
А что врач делает с этими предметами, мы сейчас узнаем в игре «Что делают?»
- Я буду вам бросать мяч,
называя инструменты врача, а вы будете кидать его обратно мне и называть, что с
ним делают
Шприцом (делают уколы)
Градусником (измеряют температуру)
Бинтом (перевязывают)
Фонендоскопом (прослушивают биение сердца)
Ватой (смазывают царапины)
Ложечкой (смотрят горло)
Тонометром (измеряют давление)
Йодом (обрабатывают раны)
- Сейчас мы поиграем в игру на внимание, называется она «Найди лишний»
- На столе картинки с теми предметами, которые необходимы в работе врачу,
но есть предметы, которые нужны людям других профессий.
- Вы должны их убрать
и назвать, для кого они нужны.
Дети раскладывают
картинки.
- Скажите, а в детском саду, кто следит за вашим здоровьем? (медсестра, врач) А каким должен быть врач, чтобы
дети не боялись приходить к нему на приём? (добрым, приветливым, с
улыбкой)
Значит вы считаете,
что врач должен быть ласковым, добрым ……
В: Скажите, пожалуйста,
как профессия врач
поможет Котёнку дом построить?
Наше путешествие продолжается.
(Музыка)
В: Остановка 2.«Покупательная» (знак-символ – калькулятор)
(воспитатель
показывает картинку с изображением продавца)
В: Чем занимается
продавец?
Послушайте стихотворение. Подготовить ребёнка (в костюме)
Продавец
Продавец — молодец!
Он товары продает —
Молоко, сметану, мед.
А другой — морковь,
томаты,
Выбор у него богатый!
Третий продает
сапожки,
Туфельки и босоножки.
А четвертый — стол и
шкаф,
Стулья, вешалки для
шляп.
Продавцы товары знают.
Даром время не теряют.
Все, что просим,
продадут.
Это их привычный труд!
Воспитатель: Из чего же в самом
деле складывается работа продавца?
Работники приходят в
магазин до его открытия. Им надо успеть подготовить товар к продаже, разложить
на витрине и прилавке.
Продавец должен
прекрасно знать свой товар, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит,
продавцу необходима хорошая память!
Немалое значение в этой профессии имеет
его внешний вид!
Спецодежда работника
торговли должна быть чистой, прическа — аккуратной. Согласитесь, у мрачного,
неряшливо одетого продавца не хочется покупать товар! Но главное, конечно,
доброе уважительное отношение к людям, вежливость, улыбка.
Каким людям стоит выбрать профессию продавца? (ответы детей). Тем, кто любит общаться с людьми. Ведь
большую часть времени продавец находится на людях.
В: А кто ещё работает в
магазине? (кассир,)
В: - Чем пользуется в
работе кассир? (калькулятор, кассой) С какой
наукой дружит эта профессия?
- Правильно с
математикой.
Дидактическая
игра «Сосчитай до 10»
Разрезные картинки.
В: - Давайте шепотом
хором посчитаем от 1 до 10.
Дидактическая игра «Поход в магазин»
Девочки делают покупки для пирога (мука, яйца, сахар, соль,
молоко, повидло, джем, овощи, колбаса)
Мальчики для борща (вода, свекла, морковь,
картофель, зелень, мясо, лук, чеснок, перец)
В: Скажите, пожалуйста,
как профессия продавец,
кассир поможет Котёнку дом построить?
Наше путешествие продолжается.
Остановка 3 «Находчивая» (инструменты) –
исследовательский кабинет.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель: Закреплять знания
детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных
профессий.
Воспитатель показывает
предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим.
Инструменты: шприц, ножницы,
мука, садовый опрыскиватель, телефон, топор, тачка, милицейский жезл, отвертка,
касса, конверт, рулон обоев, карандаш, кисть, сковорода.
Ведущий выдает жетоны
участникам, кто правильно и быстрее ответил, и дети отправляются на следующую
станцию.
(Музыка)
В: Остановка 4.«Вкуснотеево» (знак-символ – поварёшка)
Загадка.
Воспитатель:
-Повар и в самом деле умеет вкусно готовить, может аппетитно, красиво
оформить любое блюдо: и салат, и торт. Как вы
думаете, трудная у него работа или легкая? Ответы детей. Некоторые ребята могут
подумать, что совсем не трудная! Каждый день они видят, как мама или бабушка
готовят завтрак, обед, ужин: варят щи, или
жарят на сковороде картошку. Но одно дело приготовить вкусный обед на
три-четыре человека, и совсем другое — на сто-двести человек!
Дидактическая
игра «Варим компот»
Воспитатель называет
фрукты и ягоды, дети называют, какой получится компот.
Клубника – клубничный
Малина –
Ежевика –
Яблоко –
Груша –
Брусника
Клюква –
Слива –
Вишня –
Апельсин –
Лимон –
Крыжовник -
Дидактическая игра «Ждём гостей»
Воспитатель называет
угощение или продукты, дети называют посуду, куда положить угощение.
Сахар – сахарница
Мороженное -
Конфеты –
Масло –
Фрукты –
Хлеб –
Суп –
А цветы -
В: Молодцы.
Дидактическая игра «Что лишнее» (карточки)
В: Скажите, пожалуйста,
как профессия повар
поможет Котёнку дом построить?
Наше путешествие продолжается.
(Музыка)
В: Остановка 5.«Красочная» (знак-символ – палитра с кисточкой)
В: О какой профессии мы будем говорить? Д: О профессии – художник.
Профессия художника имеет
много разновидностей: живописец любит рисовать пейзажи – это
любимые уголки природы, разные времена года. Портретист рисует лицо человека
или во весь рост, передаёт черты лица человека, его характер. Театральный
художник. Без его работы не проходит не одно представление в театре. Художник
по костюмам придумывает новые модели разнообразных и красивых костюмов.
В: Ребята как вы
думаете, какими качествами должен обладать художник, чтобы нарисовать
картину? (Ответы детей)
В: Правильно, художник
должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным, творческим.
Рассматривание репродукций картин (на интерактивной доске):
И. Левитан “Золотая осень”; Ф. П. Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”; И.
И. Шишкин “Перед грозой”; И. Е. Репин “Автопортрет”.
-Посмотрите, а эти
картины не законченные.
-Предлагаю нам
превратиться в художников и оживить эти картины?
-У вас на столах лежат
наборы картинок. Рассмотрите их внимательно.
-Скажите, какие наборы картинок у вас имеются? (фрукты, ягоды, овощи, цветы)
- Какую картину мы
будем рисовать, используя эти картинки?
-Натюрморт.
-Посмотрите внимательно на форму этой фазы. Она подходит для какого натюрморта: с фруктами и ягодами или с цветами?
-А эта ваза для какого
натюрморта?
-Правильно.
-Приступаем к работе.
Вы берёте одну картинку подходите по одному к вазе и приклеиваете.
(Музыка)
-Посмотрите, какая
красота у нас получилась.
В: Как профессия художник
поможет Котёнку дом построить?
Наше путешествие продолжается.
(Музыка)
Остановка 6. «Логическая». Кто перечислит профессии, связанные с
людьми, техникой или предметами, тот получает жетон.
1) С
техникой работают: шофер, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель троллейбуса, трамвая,
токарь, ткачиха и т. д.
2) Назвать профессии тех, кто работает с людьми: учитель,
врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, милиционер, артист и т. д.
3) Назвать профессии тех, кто работает с бумагами: чертежами,
документами, книгами (экономист, инженер, бухгалтер,
секретарь и др.)
4) Назвать профессии тех, кто работаете животными. (Ветеринар, дрессировщик, доярка, скотник, телятница, птичница).
5) Назвать профессии тех, кто работает с растениями. (Агроном, полевод, садовник).
Наше путешествие продолжается
Остановка 7.«Музыкальная»
Игра «Угадай мелодию»
Спасибо, ребята! Вы хорошо потрудились (раздать жетоны)
ИГРА
"НЕБЫЛИЦЫ"
Воспитатель по очереди
произносит предложение командам, дети говорят, верно или нет. Если неверно,
дают правильный вариант.
Воспитатель: Садовник — это тот,
кто работает в детском саду.
Дети: Неверно. Садовник —
это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.
Воспитатель: Уборщица — это та,
кто делает головные уборы.
Дети: Неверно. Уборщица —
это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.
Воспитатель: Столяр — это тот,
кто сидит за столом.
Дети: Неверно. Столяр —
это тот, кто изготавливает предметы из дерева.
Воспитатель: Плотник — это тот,
кто делает плоты.
Дети: Неверно. Плотник —
это тот, кто строит здания из дерева.
Воспитатель: Водитель — это тот,
кто водит на экскурсии.
Дети: Неверно. Водитель —
это тот, кто водит машину.
Наше путешествие продолжается.
В: Остановка 8.«Строительная» (знак-символ – каска)
В: О какой профессии мы будем говорить?
Д: О профессии – строитель.
Строитель нам построит
дом,
И мы в нем дружно
заживем.
В: Люди, каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик,
штукатур, маляр, кровельщик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник,
плотник).
В: Прошу вас садится за
столы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
В: Вот видите сколько
разных профессий подразумевает слово «строитель».
Каменщик - строит,
возводит стены;
Маляр - красит стены,
потолки
Крановщик – поднимает
и переносит тяжелые грузы;
Штукатур – выравнивает
стены раствором, шпаклевкой;
Плотник -
В: Подскажите ребята,
из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из
глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)
– Дом из бумаги, дом
из соломы, дом из кирпича. Как вы думаете, какой дом будет прочным? Почему вы
так думаете?
Дидактическая
игра «Назови, какой дом»
Около школы строят (из кирпича) дом.
Оля живет в (из бетона) доме.
На опушке леса стоит (из дерева) дом
лесника.
Мама сделала для куклы (из бумаги) дом.
В (из стекла) домике живут разноцветные рыбки.
Поросенок Наф-Наф построил (из кирпича) домик.
Снежная Королева живет в (изо льда) дворце.
У куклы Барби (из пластмассы) домик.
У Бабы-Яги (из дерева) избушка.
В: Профессия строитель
поможет Котёнку дом построить?
Сейчас мы с вами тоже
превратимся в строителей.
В: У вас у каждой
команды по 5 ключей.
В: Сейчас вы должны
подобрать нужный ключ к замку от домика (приёмом наложения, показываете мне это
ключ и получаете от меня конверт с заданием: собери
домик на мольберте. Чья команда быстрее…
-Давайте посмотрим,
что мы построили …Помогли Котёнку?
-Призы.
III. Заключительная
часть
Наше путешествие заканчивается.
(Музыка)
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».
Если бы не было
учителей, то …
Если бы не было
врачей, то …
Если бы не было
дворников, то…
Если бы не было
водителей, то … и т. д.
Итог.
В: Что мы сегодня с
вами делали?
Д: Путешествовали
-А какие профессии мы с вами вспомнили?
Ответы детей
В: А какие новые профессии вы узнали?
Ответы детей.
В: А как вы думаете: какая профессия самая важная?
Дети предлагают свои
варианты ответов