Цель: анализ состояния работы по использованию современных (инновационных) образовательных технологий в образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей. Задачи: Анализ применения инновационных технологий в ДОУ. Определить уровень педагогической компетентности у педагогов и специалистов: владение ими современными инновационными технологиями. Анализ календарных планов воспитателей и специалистов. Создание условий в ДОУ для внедрения инноваций. Изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие; Оценочный инструментарий: анкета для педагогов ; карта проверки плана воспитательно-образовательной работы; карта оценки предметно-развивающей среды; карта проверки наглядной информации для родителей по ознакомлению с изменениями, происходящими в дошкольном образовании, формированию позитивного отношения к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольников. Оценка профессиональных умений педагогов. Для выявления профессиональных знаний педагогов проведено анкетирование по теме «Инновации в педагогическом процессе», в котором приняли участие 27 педагогов. Итоги анкетирования таковы: А) Более точную характеристику инновационного процесса дали 12% педагогов. Они определили инновационный процесс, как процесс создания, распространения и использования новшеств (инноваций), включающий условия, которые обеспечивают успешность перехода системы в новое качественное состояние. Это использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса, развивающих программ, информационных технологий. Б) Где педагог может узнать о различных инновациях? - из интернета – 81% педагогов; - из дошкольных журналов – 59% педагогов; - из средств массовой информации – 42% анкетируемых; - на методических объединениях – 50% педагогов; - на курсах повышения квалификации – 12% педагогов; - на семинарах, педсоветах – 48% анкетируемых; - в процессе самообразования – 2 %. В) Удовлетворение от нововведений в педагогический процесс испытывают 61% педагогов; частично, не в полной мере и не всегда – 36% педагогов. Д) Инновационные технологии применяют в своей работе 84% педагогов, участвующие в анкетировании. Это использование компьютерных технологий, проектная деятельность, использование вариативных моделей организации занятий с детьми, игровые технологии, нетрадиционное рисование, инновационные формы работы с родителями и педагогами, физкультурные и музыкальные занятия разного типа и с применением нетрадиционного оборудования и здоровьесберегающих технологий. 3. Анализ планирования образовательной деятельности показал, что педагоги планируют разнообразные виды деятельности с детьми, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, а также работоспособность детей с учетом времени суток (наиболее трудоемкие виды деятельности организуются в утренние часы). При планировании педагоги учитывают разнообразные формы организации детей: групповые, подгрупповые, использование вариативных моделей организации занятий с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку. У педагогов групп в планировании на день прослеживается реализация всех основных направлений развития ребенка. Организация образовательного процесса. В ДОУ востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса. Педагоги средних, старших – подготовительных групп организуют образовательную деятельность так, чтобы дети получали не готовое знание, а добывали его сами, в процессе собственной деятельности. Преимуществом этого деятельностного подхода является то, что при его использовании используются современные образовательные технологии: игровые, проектной, исследовательской деятельности, ИКТ. При реализации области «Физическое развитие» педагоги применяют игровой стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, кинезиологическая гимнастика, закаливающие процедуры, сказкотерапия, коммуникативные игры и т.д. При реализации области «Речевое развитие» используются личностно-ориентированные технологии, технологии мнемотехники, синквейна, круги Луллия, биоэнергопластика, использование ИКТ. При реализации областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» педагогами используется познавательно-исследовательская и проектная деятельность, использование ИКТ и т.д. При реализации области «Художественно-эстетическое развитие» применяется ИКТ, нетрадиционные техники рисования, цветотерапия, музыкальная терапия. Анализ организации НОД показал, что педагоги выдерживают структуру НОД, используют разнообразные методы и приемы, активизирующие мыслительную активность детей, используют имеющиеся в ДОУ ИКТ, учитывают индивидуальные особенности детей, проводят физкультурные минутки и динамические паузы. НОД проводится в игровой форме, применяются игровая технология, технология исследовательской деятельности. Использование современных технологий помогает реализовать личностно – ориентированный подход к детям, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития дошкольников. Создание условий предметно пространственной развивающей среды. Предметно - развивающая среда в большинстве групп детского сада не в полном объеме соответствует требованиям ФГОС ДО. Необходимо отметить, что насыщенность среды групп в основном соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. Развивающая среда групп представляет собой разнообразие предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов деятельности. Построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, деятельностью людей. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Все группы оснащены: материалами и оборудованием для игровой деятельности; материалами и оборудованием для продуктивной деятельности; материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности; материалами и оборудованием для двигательной активности. Педагогами создаются условия для реализации индивидуальных потребностей детей, организуются выставки детских работ, фотовыставки детей и т.д. Во всех группах оформлены центры уединения и разнообразные игровые уголки: речевой, двигательный, художественной деятельности, уголок природы. Развивающая среда в группах постоянно пополняется, обновляется: детские работы, альбомы, коллажи, стенды используются в оформлении групп и имеют развивающее направление. Работа с родителями. С родителями организуется согласно годовому плану. Планы по работе с родителями имеются у педагогов всех групп. Для родителей организуются консультации, собрания, мастер – классы. Родители привлекаются к участию в детских праздниках, конкурсах, спортивных досугах, к формированию предметно-развивающей среды в группах. Информация для родителей в уголках эстетически оформлена. В группах присутствует консультативный материал для родителей по сезону. Выводы: - Работа в детском саду по инновационной деятельности проводится согласно годовым задачам ДОУ. - Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей. - Педагоги информированы о новых образовательных технологиях. Большая часть педагогов имеют достаточные знания, умения и потенциал для успешной реализации инновационной деятельности. Они участвуют в различных методических мероприятиях инновационной направленности: конкурсы, семинары, деловые игры, тренинги, проектная деятельность и т.д. - Материально-техническая база ДОУ постоянно обновляется и совершенствуется, но на данный момент не в полном объеме соответствует современным требованиям, позволяющим внедрять инновационные технологии. В перспективе, для осуществления образовательной деятельности необходимо приобрести ноутбуки, планшет, цветной принтер, исследовательские лаборатории для детей, современные конструктору с движущими механизмами.