1 Комфортность - это характеристика условий педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, отражающая благоприятность среды для психофизиологического состояния воспитанников и их успешного обучения и воспитания. Основными составляющими комфортности условий учебной деятельностиявляются: санитарно-гигиенические условия; - обеспеченность педагогического процесса средствами бучения, оборудованием; - эстетическая комфортность среды (дизайн); - психологическая комфортность. Санитарно-гигиенические условия оцениваются по следующим показателям: - температура окружающей среды; - влажность воздуха; - скорость движения воздуха; - освещенность; - норма площади помещений, территории на одного воспитанника. Обеспеченность педагогического процесса характеризуется следующими показателями: - наличие пособий (учебных, игровых, оздоровительных); - наличие и состояние игрового и учебного оборудования; - физиологическая обоснованность режима занятий, отдыха, физкультурных занятий; - интенсивность нагрузки; - форма организации занятий (групповая, индивидуальная), структура занятий; - наличие возможности выбора форм деятельности. Эстетическая комфортность среды (дизайн) оценивается качеством оформления групповых комнат, музыкального и спортивного залов, лестничных маршей и других пространств. Психологическая комфортность - состояние спокойствия, при котором работники выполняют свои функции, а дети пребывают в детском саду. Состояние психологической комфортности достигается в том случае, когда в ДОУ выполняются все необходимые организационные мероприятия, такие, как контроль за состоянием условий и охраны труда, контроль за выполнением санитарных требований, анализ результатов работы по охране труда, анализ травматизма, ведение установленных документов по охране труда. Требования охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо выполнять круглосуточно: • один раз в квартал комиссия по охране труда составляет акты осмотра детских площадок, других помещений для работы с детьми, заграждений и т. д., ежедневно ответственными лицами 2 осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников. Комфортность будет достигнута при выполнении всех вышеуказанных мероприятий, если: • здания и сооружения находятся в надлежащем состоянии, что подтверждено соответствующими исполнительными документами; • имеется, в соответствии с нормами обеспечения, производственное и учебно-воспитательное оборудование; • работники ДОУ проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников (запись о прохождении инструктажа регулярно вносится в журнал инструктажей на рабочем месте, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При этом, инструктаж может проводиться как по плану, так и вне плана (например, при подготовке к летне-оздоровительному периоду в ДОУ, в случае возникновения чрезвычайной ситуации и др.); • с воспитанниками систематически проводятся мероприятия согласно годовому плану работы по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма, педагоги рассказывают о безопасности на воде и на льду, действиях при пожаре или ситуациях при которых ребёнок остался дома один и др.; • в ДОУ организуются месячники безопасности, анализируется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; • во всех группах оформлены «Спортивные уголки», «Уголки безопасности», в которые помещается информация для родителей о детских заболеваниях, мерах их предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному и бытовому травматизму; • вопросы обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса рассматриваются ежемесячно на совещании педагогических работников, на административном совещании при заведующем, на общих собраниях трудового коллектива. В рамках таких мероприятий проводится изучение нормативно-правовой документации и инструктивнометодических материалов по вопросам охраны жизни издоровья детей. Все это, в свою очередь, позволяет поддерживать высокую работоспособность коллектива, развивать детей, осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка, сохранить и улучшить ихздоровье, предупредить травматизм у взрослых и детей. 3 Координационная сетка контроля работы по охранежизни и здоровья детей ДОУ № Ответственный Контролируемы Определяемые показатели Периодичность йматериал контроля контроля 1. Помещения детского сада, связанные с пребыванием детей 1.1 Игровые, 1 раз в неделю спальни, Температура воздуха Медицинская сестра туалетные, радевалки, 1 раз в квартал Относительная влажность спортивный Медицинская сестра воздуха музыкальный 1 раз в год зал, Уровень искусственного Медицинская сестра методический и освещения Медицинская сестра медицинский кабинет Режим проветривания 1 раз в месяц 1.2 Мебель игровых и спальных помещений Маркировка и соответствие росту 2 раза в год ребенка и расстановка мебели 1 раз в неделю 1.3 Постельное белье, Индивидуальная маркировка предметы ухода за ребенком 1.4 Музыкальный и спортивный зал 1.5 Санитарное содержание помещений 1 раз в месяц, белье при каждой смене 2 раза в год Медицинская сестра Медицинская сестра Наличие защитных приспособлений, предупреждающих травмы Наличие спортивной одежды у 1 раз в месяц детей при проведении занятий Расстановка и техническая 1 раз в неделю исправность спортивногоинвентаря Заведующий хозяйством Соблюдение частоты проведения генеральных уборок и их качество 1 раз в квартал Заместитель заведующего по АХР Качество текущей уборки 1 раз в месяц Заместитель завед.по АХР Заместитель заведующего по АХР проведения 1 раз в месяц Состояние обеспеченности уборочным инвентарем, моющими и дезсредствами и условия их хранения 1 раз в месяц Наличие разделения уборочного инвентаря по назначению и его маркировка Наличие, состояние и маркировка 2 раза в месяц тары для замачивания посуды в случае карантина, транспортировки грязного белья Старший воспитатель Заместитель заведующего по АХР Заместитель заведующего по АХР Медицинская сестра 4 2.1 Двор 2. Территория детского сада Исправность ограждения 2.2 Игровые участки Исправность и состояние мусоросборника и мусорных баков Состояние малых форм 2 раза в год Заместитель заведующего по АХР 1 раз в год Заместитель заведующего Исправность искусственного освещения по АХР Наличие песка для игры 3.1 1 раз в квартал Заместитель заведующего по АХР 2 раза в год Заместитель завед.по АХР 2 раза в год Заместитель завед.по АХР Обработка песка 1 раз в неделю Медицинская сестра Санитарное содержание Ежедневно Отсутствие травмоопасных объектов Ежедневно Медицинская сестра Старший воспитатель 3. Организация учебно-воспитательного процесса Исследование учебной нагрузки: 2 раза в год Занятия с детьми - соблюдение максимально допустимого количества учебного времени в день ив неделю; 1 раз в - длительность занятий и перерыва месяц между ними; - наличие отдельного расписания 2 раза в год на дополнительные занятия, включенные в объем 1 раз в максимально допустимойнагрузки; месяц - наличие здоровьесберегающих 1 раз в моментов в ходе занятий; месяц - целесообразностьиспользования Оценка сетки занятий: - наличие чередования занятий с разной степенью трудности в течение дня и недели 1 раз в квартал Наличие развлечений, праздников в 1 раз в плане работ педагогов квартал Планирование воспитательнообразовательной работы с детьми в группах Условия применения технических средств обучения, соблюдение правил расстановки ТСО,соблюдение длительностизанятий с ТСО 1 раз в квартал Заведующий, Старший воспитатель медицинская сестра Заведующий, ст.воспитатель, медицинская сестра Старший воспитатель Старший воспитатель 1 раз в месяц Старший воспитатель 5 Оценка педагогической диагностики 2 раза в год Старший усвоения детьми программного воспитатель материала 4.1 Рацион питания 4.2 Режим питания Документация по вопросам санитарии, гигиены, технологии производства пищи, результатам бракеража, ежедневных медицинских осмотров работников пищеблока 4.4 Технология производства пищи 4.3 Оценка составления двигательного режима детей по возрастным группам, его соблюдение Организация и длительность проведенияпрогулки с детьми 4. Организация детского питания Качественный и количественный состав рациона питания, его соответствие возрастным и физиологическим потребностям; соблюдение требований и рекомендаций по формированию рациона; ассортимент продуктов, используемых в питании Поточность технологически хпроцессов Старший воспитатель 1 раз в неделю Заведующий, 1 раз в 10 дней Заведующий, медицинская сестра Старший воспитатель Соответствие режима питания и 1 раз в условий приема пищи возрастным и неделю гигиеническимтребованиям Заведующий, медицинская сестра Полнота, правильность и своевременность оформления (ведения)документации, соответствие требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов 1 раз в квартал Заведующий, медицинская сестра Правильность оформления технологической документации. Наличие необходимой нормативно-технической документации 2 раза в год Заведующий, медицинская сестра Соблюдение санитарно технологических требований при производстве пищи 1 раз в 10 дней Температура оборудования 4.5 2 раза в год Заведующий, внутритеплового 1 раз в неделю Наличие (отсутствие)общих встречных, пересекающихся потоков 1 раз в неделю Заведующий, медицинская сестра Заведующий, мед.сестра Заведующий, медицинская сестра 6 сырой и готовой продукции, чистой и грязной посуды, инвентаря, тары и т.д. 1 раз в Качество мытья посуды, ее месяц маркировка 4.7 Продукты 1 раз в Сроки и условия хранения. неделю Исправность холодильного оборудования и правильность установки температуры в холодильных шкафах. Соседство хранения продуктов 4.8 Реализация продуктов Сроки Ежедневно реализации,условия иготовой продукции реализации. Соблюдение требований по температуре готовой пищи.Сроки хранения на пищеблоке подготовленных к кулинарной обработке продуктов и готовой пищи 4.9 Санитарно1 раз в Соблюдение санитарнопротивоэпидемический противоэпидемического режима на месяц режим производстве,режима обработки, хранения и использования. Маркировки оборудования, посуды, инвентаря, уборочного инвентаря, режима уборки помещений, дезинфекционного режима,режима сбора, хранения и выноса отходов и др. 4.10 Персонал, связанный Состояние осмотра персонала 1 раз в неделю с питанием детей на предмет наличия простудных и гнойничковых заболеваний,опрос на наличие Кишечных инфекций 4.6 4.11 Столовая посуда Санитарное состояние помещений Медицинская сестра Заведующий, медицинская сестра Заведующий, медицинская сестра Заведующий, медицинская сестра Медицинская сестра Соблюдение правил личной гигиены работниками пищеблока Наличие и своевременность прохождения медицинских осмотров, прививок, гигиеническойаттестации Постоянно Медицинская сестра Соблюдение проведения 1 раз в два Заведующий, месяца медицинская сестра чистоты генеральных уборок 1 раз в квартал Медицинская сестра 7 Состояние обеспеченности 1 раз в уборочным инвентарем,моющими и месяц дезсредствами, условия их хранения Медицинская сестра, 1 раз в месяц Медицинская сестра 1 раз в неделю Заведующий, медицинская сестра 1 раз в квартал Медицинская сестра Наличие раздельного уборочного инвентаря назначению и его маркировка 4.12 5.1 по Основные и Эффективность работы приточновспомогательные вытяжной вентиляции, температура помещения детского ивлажность воздуха сада 5. Персонал Все Наличие санитарных книжек у работник всехработающих в идетского сада учреждении с результатами медицинских осмотров, своевременность прохождения медосмотров Своевременность прохождения гигиенического обучения 5.2 6.1 Педагоги Обслуживающий персонал и Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей Заместитель заведующего по АХР 1 раз в два Медицинская года сестра Постоянно, контроль1 раз в месяц 6. Организация и проведение ремонтных работ Текущий ремонт При Наличие гигиенических использова сертификатов на применяемые нии отделочныематериалы с указанием области применения в детских учреждениях Заведующий, мед.сестра, Ст.воспитатель Заведующий, медицинская сестра Заведующий, Соответствие цветовой гаммы При проведении медицинская красок для окраски стен, дверей, работы сестра рам, оборудования Недопущение проведения работ в При Заведующий, проведени медицинская присутствии детей и работы сестра При Заведующий, Обеспечение проветривания необходимо медицинская помещений послеокончания сти сестра ремонтных работ 7.1 7. Оздоровительная работа Планирование оздоровительной работы сдетьми на учебный год 1 раз в год Старший воспитатель 8 Выполнение назначенных 1 раз в месяц оздоровительных и закаливающих мероприятий Анализ заболеваемостидетей Анализ посещаемостидетьми детского сада Анализ и эффективность оздоровительной работы сдетьми 7.2 Педагогическая часть Выполнение педагогами санитарных норм иправил для дошкольных учреждений Заведующий, мед.сестра. Ст.воспитател ь 2 раза в год Заведующий, мед.сестра. 1 раз в Заведующий месяц МБДОУ 1 раз в год Заведующий, Ст.воспитател ь В течение Заведующий, года мед.сестра. выборочно Старший в один день воспитатель недели года выборочно в один 9 План работы по пропаганде и обучению здоровому образу жизни ЦЕЛЬ: создание условий для сохранения здоровья воспитанников, формирования основ здорового образа жизни, безопасного поведения воспитанников. ЗАДАЧИ: Формировать представление о здоровье, как о ценности, расширить представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем. Расширят знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. Формировать положительные качества личности детей, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья. Содержание деятельности Сроки Ответственные 1. Методическая работа Помощь воспитателям в составлении планов работы по ЗОЖ Сентябр2021 Старший воспитатель Оформление папок по ЗОЖ в группах для родителей В течение года Старший воспитатель воспитатели групп Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями В течение года Старший воспитатель, воспитатели групп Сентябрь Консультации: «Профессиональные умения воспитателя и содержание его деятельности по формированию ЗОЖ у детей» - Старший воспитатель «Профилактика инфекционных заболеваний» - медсестра «Двигательная активность детей в учреждении дошкольного образования» - инструктор физического воспитания Октябрь Семинар-практикум для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии в учреждении дошкольного образования». - инструктор физического воспитания Консультации: «ЗОЖ. Фитотерапия» - Старший воспитатель Круглый стол: «Игры, которые лечат» - инструктор физического воспитания Ноябрь Семинар-практикум для помощников воспитателей: «Правильное питание и здоровье детей» медсестра Консультации: «Современные здоровьесберегающие технологии в учреждении дошкольного образования» инструктор физического воспитания 10 «Правильно питайтесь и будете здоровы» - медсестра Декабрь Круглый стол «Проведение каникул в дошкольном учреждении»- Старший воспитатель Консультации: «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста устойчивых правил безопасного поведения»- инструктор физического воспитания Январь Консультация: «Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования» инструктор физического воспитания Открытые просмотры по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения. Февраль Консультации: «Формирование экологический навыков в физкультурно-оздоровительной работе» - инструктор физического воспитания Март Консультации: "Совместная деятельность с родителями по формированию здорового образа жизни. Детский сад, семья и спорт" – инструктор по физкультуре «Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства» старший воспитатель Апрель Деловая игра : «Что мы знаем о физкультуре»- инструктор физического воспитания Консультация: «Здоровье и мы! Как приучить дошкольников вести здоровый образ жизни» »- инструктор физического воспитания Май Выставка в методическом кабинете литературы «Летнее оздоровление детей в условиях дошкольного учреждения»- Старший воспитатель Консультации: «Организация активного отдыха в учреждении дошкольного образования» - Старший воспитатель 3.Работа с воспитанниками 1 младшие группы 2 младшие группы Средние группы Старшие, подготовительные группы 1. Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье» 1. Д/и «Режим дня» 2. Д/и «Что Сентябрь 1. Игра-занятие Тема: «Полезные продукты» 1. Д/игра «Кому это принадлежит» 2. Сюжетно-ролевая игра 11 2. Д/и «Кто быстрей покажет то, что назову». «Больница» 3. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит» 2. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» 3. С/рол. игры «Поликлиника», «Больница» 4. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит» перепутал художник» 3. Общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 4. Чтение стихотворения С. Михайлова «Про мимозу». 1. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям» 2. Беседа: «Витамины и полезные продукты» 3. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты», 4. День здоровья «Овощи и фрукты полезные продукты» 1. Д/и «Оденься правильно» 2. Конструктивная деятельность «Больница для игрушек» 3. Беседа: «Как себя вести, если ты простудился?» 4. День здоровья «Овощи и фрукты полезные продукты» Октябрь 1. Беседа. Тема: «Лекарственные растения» 2. К.Чуковский «Мойдодыр» 3. День здоровья «Овощи и фрукты -полезные продукты» 1. Дидактические игры «Что у меня на тарелке», «Варим суп» 2.С/рол. игра «Магазин» 3. Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита» 4. День здоровья «Овощи и фрукты -полезные продукты» Ноябрь 1. Игра-занятие Тема: «Да здравствует мыло душистое» 2. Д/и «Кто у нас красивый», "Что нужно для умывания. 3. Физкультурный досуг «Осень в лесу» 1.Беседа «Чумазый мальчик» 2.Дидактические игры «Зачем нам нужна зубная щетка», «Умоем куклу» 3. С/рол. игра «Салон красоты» 4.Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». 5. Физкультурный досуг «Осень в лесу» 1.Беседа. «Что такое микробы» «Почему они опасны», 2.Дидактические игры «Да здравствует мыло душистое», «Зубки крепкие нужны зубки белые важны» 3.Играэкспериментирование «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода». 4. Физкультурный досуг «Физкульт- Ура!» 1. Разучивание стихотворения «Прививка» 2.Рассматривани е альбома «Наши врачи» 3. Д/и «Продолжи определение» Физкультурный досуг «Хочу быть здоровым!» 12 Декабрь 1. Беседа Тема: «Что бы уши слышали» 2. Д/и «Угадай, кто позвал». 3.Игра «Назови, не ошибись» 1. Беседа «Наше тело» 2.Дидактические игры «Повтори», «Посыл ка от медвежонка». 3.Чтение С.Прокофьев «Румяные щечки», 1. Беседа «Наше здоровье зимой», «Правила поведения в д/с»,. 2. Игра «Назови зимние вид спорта» 3. Дидактические игры «Зимние игры и забавы» 4. Чтение С. Шукшина «Как беречь нос». С.Михалков 1. Д/и «Кто что делает» 2. «Знакомство с работой сердца» 3. Рассматривание плаката. 4. Д/и «Покажи, что назову» Январь 1.Беседа. Тема: «Детский сад – моя семья» 2. Д/и «Что вредно, что полезн». 3. День здоровья «Не страшны нам холода» 1. Беседа «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья». 2. Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров». 3. Чтение произведения В. Суслова «Про Юру и физкультуру» 4. День здоровья «Не страшны нам холода» 1. Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Где живут витамины», 2. Дидактические игры «Угадай на вкус», «Назови правильно» 3. Чтение С.Михалков «Про девочку которая плохо кушала» 4. День здоровья «Не страшны нам холода» 1. Инсценировка отрывка из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» 2. Загадки детям. 3.Рассматривание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит» 4. День здоровья «Не страшны нам холода» Февраль 1. Беседа. Тема: «Это я – девочка, это я – мальчик» 2. Д/и «Что попало тебе в рот», «Угадай на вкус». 3. Физкультурный досуг «Мы сильные, ловкие, дружные» 1. Беседа «Если ты потерялся на улице» 2. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». 3. Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробушк и и автомобиль» 4. С/рол. игра «Аптека» 5. Физкультурный досуг «Зимние забавы» 1. Беседа «Моё тело», «Мы все похожие но разные», «Чтобы ушки слышали». 2. Дидактические игры «Запомни движение», «Покажи части тела». 3. Чтение С.Прокофьев «Румяные щечки», С.Маршак «Тело человека» 4. Физкультурный досуг «Зимние забавы» 1. Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены» 2. Общение «Сколькими способами можно очистить кожу» 3. Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо» 4. Физкультурный досуг «Зимние забавы» 13 Март 1. Чтение стихотворения А. Барто Тема: «Я расту» 2. Физкультурный досуг «В гости к зайке» 1.Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» 2. Дидактическая игра «Назови вид спорта» 3. С/рол. игра «Физкультурно е занятие в детском саду» 4. Физкультурный досуг «В гости к зайке» 1. Беседа. «Чистота – залог здоровья» «Как мы были в кабинете медсестры» 2. Дидактическая игра «Назови вид спорта» «Если кто-то заболел» 3. Физкультурные игры «Олимпийские игры» 1. Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось» 2. Д/и «Что сначала, что потом» 3. Разучивание колыбельных песен 4. Физкультурные игры «Олимпийские игры» Апрель 1. Дидактическая игра Тема: Чем я с другом поделюсь» 2. Сказка «Сахарные ногти» 3. День здоровья «Будем мы здоровыми, будем мы веселыми» 1. С/рол. игры «Аптека», «Больница» 2.Чтение Е.Шкловский «Как лечили мишку», А.Барто «Мы с Тамарой» 3. День здоровья «Будем мы здоровыми, будем мы веселыми» 1. Беседа «Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства» 2. Дидактическая игра «Опасно-безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя» 3. С/рол. игра «Больница» 4. День здоровья «Будем мы здоровыми, будем мы веселыми» 1. Загадки детям о лекарственных растениях 2. Д/и «Что лишнее» 3. Общение «Если ты в лесу поранил ногу» 4. День здоровья «Будем мы здоровыми, будем мы веселыми» 1. Беседа «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья», «Как стать сильными и здоровыми» 2.Дидактическая игра: «Утро начинается», «Что такое хорошо, что такое плохо» 3. С/рол. игры «Семья», «Поликлиника»; 1. Игра – эстафета «Полезные продукты» 2. Д/и с мячом «Виды спорта» 3. Д/и «Что вредно, что полезно» 4. Физкультурны й досуг «А, нука, мальчики» Май 1. Игра-занятие Тема: «Чтобы зубки не болели» 2. Дидактическая игра «Поварёнок» 3. Физкультурный досуг «Огонь- друг или враг» 1.Беседа «Опасные предметы вокруг нас» 2.Дидактическая игра «Я знаю, что можно, что нельзя» 3. С/рол. игры «Семья», «Больница» 4. Физкультурный досуг «Огонь- друг или враг» 14 4. Взаимодействие с семьями воспитанников Сентябрь Консультация: «Развивающая среда дома» Анкета для родителей «Семья и здоровье ребёнка» Консультация: «Развиваем пальчики» Анкета «Вы и здоровый образ жизни». Консультац ия: «Семья и здоровье ребёнка» Консультация: «Движение – это жизнь» Консультац ия: «Закаливани е детского организма», Октябрь Анкетирование по вопросам физического воспитания в семье Папка-передвижка: «Что такое правильное питание» Ноябрь Консультация: «Физическое воспитание и саморегуляция поведения ребёнка» Консультация: «Профилактика ОРЗ». Консультация: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни». Папка – передвиж ка: «Профил актика ОРЗ, Грипп», Декабрь Памятка: «Профилактика зимнего травматизма» Консультация: «Культурно Анкетирование Папка – гигиенические навыки их «Здоровый образ жизни». передвижка: значения в развитие ребенка» Беседа с родителями: «О пользе «Здоровье ребенка в закаливания наших руках». », «Полезные продукты». Январь Консультация: «Игры, которые лечат» Папка-передвижка: «Предупреждение плоскостопия у детей» Консультация: «Упражнения для формирования правильной осанки у детей» Консультация : «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», Консультация «Оздоровление питанием» Папка – передвижка «Влияние взаимоотнош ений Февраль Консультация: «Советы по закаливанию» Консультация: «Физическое воспитание ребенка в семье». 15 взрослых в семье на эмоциональн ое для благополучие ребенка». Март Консультация: «Оборудование детской площадки в саду, на даче и игры на них» Папка-ширма «Массаж против насморка» Консультация «Лечение Папка – без лекарств» передвиж ка «Расти здоровым », Апрель Консультация: «Эндокринные заболевания у детей» Консультация: «Подвижная игра в жизни ребенка» Консультация: «Соблюдение гигиенических норм и правил – важный фактор ЗОЖ» Памятка для родителе й «Правила этикета» Консультация для родителей «Закаляйся если хочешь быть здоров». Папка – передвиж ка: «Вредные привычка у родителе й и их влияние на развитие здоровья ребенка», Май «Здоровый образ жизни в нашей семье» Круглый стол с родителями «Здоровы образ жизни в семье». 16